Автозавод рискует обанкротиться, потому что
собственник оставил его один на один с кредиторами
Ренат Хисанов
Первым крупным предприятием реального сектора,
которое не переживет текущий экономический кризис, скорее всего,
окажется Ижевский автозавод. «Новая» уже рассказывала о том, что
город живет исключительно слухами о скором увольнении пяти тысяч
сотрудников автозавода - для локального рынка труда это катастрофа.
Надежда на исправление ситуации, строго говоря, была одна и
сводилась к перспективам покупки ИжАвто АвтоВАЗом. Теперь надежды
нет: сделка с высочайшей долей вероятности не состоится, не в
последнюю очередь потому, что недавно предприятие уже было
перепродано - без лишнего шума.
Сегодня контрольный пакет де-юре находится в
руках никому прежде не известных фирм. Впрочем, менеджмент завода
утверждает, что за «Норексом», «Гроссом» и «Иж-Комплектом» стоит он
самый, менеджмент (без детализации по персонам). А ведь судя по
отчету за IV квартал прошлого года, предприятие принадлежало
структурам, аффилированным с группой компаний «СОК». Получается,
что в сложнейшей финансовой ситуации менеджмент не только взял в
свои руки конвульсирующее предприятие, но и нашел для этого
соответствующие ресурсы. Впрочем, если верить прессе (на
официальный запрос редакции гендиректор ИжАвто г-н Добындо не
ответил), то расчет производился не живыми деньгами, а автомобилями
на сумму $200 млн.
Комментируя этот факт, аналитик банка «Траст»
Андрей Петров сказал «Новой», что «неясны параметры сделки, при
которых новые акционеры ИжАвто в лице менеджмента завода должны
будут рассчитываться за акции автомобилями на сумму 200 млн
долларов. Если эти машины будут списаны с завода, то это очень
похоже на вывод активов».
И в любом случае это похоже на попытку уйти от
расчетов с кредиторами. Так, в четверг ИжАвто уже допустило
технический дефолт по облигациям на сумму, близкую к 2 млрд руб.
Банкам же ИжАвто должно выше 11 миллиардов рублей, в том числе
Сбербанку - 8 млрд. Кстати, он выступает номинальным держателем
контрольного пакета ИжАвто. Таким образом, логично предположить,
что этот пакет может быть объектом залога (пресс-служба Сбербанка
воздержалась от комментариев на эту тему, не ответив на запрос
«Новой»). В случае банкротства предприятия именно Сбер, исходя из
соотношения цифр, будет главным претендентом на основные активы
ИжАвто. Проблема в том, что они ему вряд ли нужны.
Банкротство, кстати, выглядит вполне
логичным итогом развития ситуации, тем более что сделка с
«перепродажей» завода только приблизила развязку. «Я думаю, что у
группы «СОК» сейчас недостаточно ликвидности для того, чтобы
поддержать ИжАвто, - говорит Михаил ПАК, аналитик ИФК «Метрополь».
- И если бы группа «СОК» действительно продала пакет акций ИжАвто,
то, скорее всего, эта сделка была бы направлена на то, чтобы группа
«СОК» могла дистанцироваться от этого проблемного актива, чтобы
банки - кредиторы ИжАвто не смогли бы предъявить претензии к
группе».
Такое поведение СОКа едва ли можно назвать
социально ответственным, а его менеджмент - эффективным. Конечно,
не они одни перебрали кредитов в тучные годы, но и в такой ситуации
можно вести себя по-разному. Можно попытаться найти общий язык с
кредиторами, тем более что им самим меньше всего нужны «плохие»
долги, а уже тем более - залоги, с которыми не знаешь, что и
делать. К тому же Сбер как государственный (по форме собственности
и по идеологии) банк вполне мог бы предложить лояльную схему
реструктуризации, раз уж на кону стоят рабочие места более чем пяти
тысяч человек.
Можно, конечно, и продать актив, с которым сам
не совладал, стратегическому инвестору. Сделка с АвтоВАЗом, в
общем, и была бы шагом в этом направлении. Но она, по всей
видимости, сорвана, и вовсе не по вине потенциального покупателя.
СОК предпочел наиболее жесткий выход из ситуации: забрать ликвидные
активы, оставив головную боль в виде неподъемных долгов третьим
лицам, и уйти из Ижевска.
Впрочем, вся история бизнеса группы мало связана
с ответственностью, в том числе и социальной. Несмотря на то что в
СОК входит большое количество предприятий в Поволжье, называть этих
людей производственниками можно с большой натяжкой. Вся идеология
соковцев всегда была построена исключительно на контроле над
финансовыми потоками, зачастую - не слишком прозрачными. Как только
Ижевский завод перестал этот поток генерировать, СОК его без
промедления сдал.
Впрочем, у группы все меньше интересов остается
в родном для нее Поволжском регионе. Потому что регион все больше
переходит под влияние госкорпорации «Ростехнологии», а она к своим
финансовым (читай - государственным) потокам не допустит ни СОК, ни
кого бы то ни было еще.
Зато появился новый регион, где соковцы по идее
могут чувствовать себя вольготно. Это Южная Осетия. Республика и до
войны с последовавшим признанием независимости со стороны России не
отличалась финансовой прозрачностью. Теперь там и вовсе черная
дыра. Что косвенно подтвердил и сам президент Эдуард Кокойты,
отметивший в одном из интервью, что фирмы, работающие над
восстановлением республики, завышали сметы на величину до 20 раз.
Между тем только из российского бюджета на восстановление Южной
Осетии выделено 10 млрд руб. А есть ведь еще средства осетинской
диаспоры в России.
Кстати, влиятельным членом этой диаспоры
считается и глава группы СОК Юрий Качмазов, по мнению французской
газеты Le Monde, «один из самых скрытных предпринимателей России».
О степени его влияния в самой республике можно судить хотя бы по
тому факту, что Эдуард Кокойты публично называет его своим другом и
признается, что обратился к нему за помощью, а именно за
специалистами, способными усилить местную власть. Что-что, а это
СОК умеет. По оценкам все той же Le Monde, «атмосфера на ИжАвто
была как в тюрьме: рабочих постоянно обыскивали, а охранник сломал
одной из сотрудниц запястье лишь потому, что она замешкалась с
предъявлением пропуска».
Такие специалисты-«соковцы» моментально нашлись.
Например, нынешний глава администрации президента Южной Осетии
Александр Большаков в свое время занимал высокие посты на
подконтрольных СОКу ОАО «Завод «Автоприбор» и Димитровградском
автоагрегатном заводе, а его заместитель по работе со СМИ Лев
Павлючков был помощником сенатора от Ульяновской области г-на
Шиянова, экс-президента группы «СОК».
Правда, с господином Пантелеевым, назначенным
было министром финансов РЮО «по рекомендации» товарищей из СОКа»,
вышел конфуз. Он так и не приступил к исполнению своих
обязанностей. Как пояснил Эдуард Кокойты, испугался объема работы.
Это десяти-то миллиардов?
Впрочем, позиции СОКа крепнут в республике и без
Пантелеева. Опыт, накопленный группой за последние десять лет,
вполне подходит для работы в «экстремальных» ситуациях.
Что же до Ижевского автозавода, то его, видимо,
ожидает неминуемое банкротство. Сложно предположить, что
государство даст ему окончательно исчезнуть. Социально
ответственный собственник рано или поздно найдется. Но этот
сценарий в любом случае предполагает роспуск трудового коллектива и
полную остановку производства на неопределенный срок.
Справка «Новой»
Группа компаний «СОК» объединяет 42 предприятия
в 23 регионах РФ, сконцентрированных преимущественно в Поволжье, в
том числе SOKIA (официальный дистрибьютор KIA Motors), ОАО
«Волгомост», «ВАЗинтерсервис», завод «Автосвет», «Освар»,
Димитровградский завод светотехники, «Кинельагропласт»,
«Мотор-Супер», Скопинский автоагрегатный завод, Димитровградский
автоагрегатный завод и др. Годовой оборот примерно равен $2
млрд.
Группа поставляет 37% автокомплектующих для
АвтоВАЗа. 59% выручки группы приходится на автокомпоненты, 34% - на
автомобили, еще 7% - на прочие виды бизнеса.
Основной бенефициар - Юрий Качмазов.
С момента активного вхождения группы в бизнес
АвтоВАЗа в 1997 г. ее деятельность активно связывают с различными
скандалами, в том числе имеющими криминальный оттенок.
С 2000 года группа «СОК» активно участвует в
различных политических проектах. В 2004 г. группа «СОК» приняла
участие в выборах губернатора Ульяновской области Сергея Морозова.
Ряд топ-менеджеров группы заняли посты в правительстве. Один из
них, Рустам Шиянов, был избран в Совет Федерации от Ульяновской
области.
Правда, в области группа позиции утратила. После
того как ее возглавил г-н Артяков, близкий «Рособоронэкспорту»,
группа избавилась от многих «непрофильных» активов в Ижевске,
Димитровграде, Ульяновске, Самаре.
Прямая речь
Президент ОАО «АвтоВАЗ» Борис Алешин:
- Велика ли вероятность банкротства
ИжАвто?
- На мой взгляд, велика. У завода нет главного -
продукта, который мог бы решить его экономические проблемы, зато
есть большое количество обязательств.
- ИжАвто по-прежнему интересен
АвтоВАЗу?
- В том виде, в котором сегодня ИжАвто - с
большими долговыми обременениями, он не представляет
стратегического интереса, поскольку у всех сейчас проблемы. И
технологически сделку сложно осуществить.