Новости
28  Августа  2006
ПРОФИЛЬ: Алюминиевая «утка»?

Что стоит за слухами об объединении двух крупнейших российских алюминиевых компаний — «РусАла» и СУАЛа

Александр Борисов

Слухи о том, что «РусАл» и СУАЛ решили объединиться, появились в ряде изданий на прошлой неделе. Сообщалось и о некоторых параметрах сделки: якобы 75% акций должно достаться единственному владельцу «РусАла» Олегу Дерипаске, а 25% — владельцам СУАЛа Виктору Вексельбергу и Леонарду Блаватнику. Такой расклад на первый взгляд вполне логичен. «РусАл» — третья в мире алюминиевая компания, уступающая по объемам производства лишь американской Alcoa и канадской Alcan. СУАЛ уступает компании Дерипаски, однако тоже входит в десятку крупнейших мировых производителей. На отечественный рынок «РусАл» и СУАЛ поставляют не более 10—15% своей продукции. Все остальное уходит на мировые рынки, где правилами игры традиционно заправляют компании-гиганты. В случае же, если «РусАл» и СУАЛ действительно объединятся, то со своими 3,7 млн. тонн первичного алюминия компания сразу опередит всех — и Alcoa, и Alcan, каждая из которых выпускает около 3,5 млн. тонн алюминия. Понятно, что такой вариант выглядит весьма заманчивым, в том числе и для высших лиц в Кремле, огорченных недавним поражением владельца «Северстали» Алексея Мордашова в борьбе за лидерство на мировом рынке черной металлургии. При этом никого не смущает тот факт, что объединенный «РусАл—СУАЛ» будет монополистом на российском рынке. Представители Федеральной антимонопольной службы (ФАС) уже не раз подчеркивали, что закон «О конкуренции» одобряет сделки, способствующие укреплению позиций российских производителей на мировом рынке. Но дело тут, конечно, не в ФАС. Понятно, что если Кремлю эта сделка нравится, то разрешение на объединение будет получено безо всяких проблем. А пока в ФАС «Профилю» заявили, что никаких заявок на объединение от алюминщиков не поступало.

Прочие официальные лица

Примечательно, что каких-либо официальных подтверждений слухи об объединении «РусАла» и СУАЛа пока не находят. Более того, на момент сдачи номера в печать в средствах массовой информации не было и ни одного авторизованного источника, кто подтвердил бы информацию о скором слиянии компаний Дерипаски и Вексельберга—Блаватника. Как рассказал на условиях анонимности «Профилю» источник, знакомый с ситуацией в алюминиевой отрасли, «слухи об этом объединении циркулируют уже пять лет, но никаких реальных договоренностей как не было, так и нет». Появившуюся же информацию собеседник назвал «не более чем желанием выдать сенсацию». Лица другие — официальные — информацию о слиянии не подтверждают. Представитель СУАЛа Алексей Прохоров заявил «Профилю», что «для компании есть куда более интересные варианты дальнейшего развития». «СУАЛ в рабочем режиме рассматривает различные возможности развития бизнеса с рядом ведущих мировых игроков горнометаллургической отрасли — потенциальных партнеров компании, но говорить о каких-либо деталях сейчас было бы преждевременно, — отмечает Прохоров. — Что касается «РусАла», то сотрудничество с этой компанией в настоящее время ограничено участием в проекте «Коми Алюминий». Другие переговоры сегодня не ведутся». В «РусАле» отвечают примерно в том же духе: дескать, они сотрудничают с СУАЛом в Коми, и «в сегодняшних условиях у каждой компании есть достаточно ресурсов для того, чтобы самостоятельно реализовывать свою стратегию и добиваться поставленных целей». Правда, в «РусАле» не могут «категорически отрицать возможность объединения с СУАЛом в будущем», — уточняет пресс-служба компании.

Надежда на IPO

Стоит отметить, что «РусАл» в последнее время выглядит предпочтительнее СУАЛа. Главную свою проблему — нехватку собственного сырья — компания Дерипаски постепенно решает, шаг за шагом скупая производителей глинозема и бокситов в зарубежье. Более того, свой «сырьевой» недостаток «РусАл» превратил в достоинство: компании, использующей толлинговые схемы, по-прежнему возмещают НДС при экспорте продукции. Как однажды на пресс-конференции признался гендиректор «РусАла» Александр Булыгин, если бы толлинг был отменен, компания ежегодно теряла бы около $400 млн. К прозрачности и транспарентности алюминиевый король если и стремится, то уж во всяком случае, не идет навстречу ей семимильными шагами: чистая прибыль по-прежнему тайна за семью печатями. Почему? В приватных беседах представители топ-менеджмента «РусАла», улыбаясь, признавались: «Нам это незачем, нам и так неплохо». СУАЛ тем временем похвастаться особой стабильностью не мог. Так, компания усиленно добивалась привлечения к освоению «Коми Алюминий» иностранного гиганта Alcoa, но американцы внезапно решили выйти из проекта. Так же неутешительно для Вексельберга закончилась попытка продать 23% акций SUAL International британской инвестиционной компании Fleming Family & Partners. Лишь недавно — в начале августа 2006 года — группа СУАЛ договорилась с Hydro Aluminium и «ГидроОГК» о возможности строительства нового алюминиевого завода на Дальнем Востоке, правда, на сегодня эти договоренности существуют лишь в виде меморандума о взаимопонимании. Стратегическое партнерство с иностранной компанией, к которому СУАЛ стремится уже не первый год, пока никак не складывается. Опрошенные «Профилем» представители Alcoa, Alcan и Hydro Aluminium не стали комментировать тему потенциальной сделки с СУАЛом, а в компании Anglo American, которую в прошлом многие «сватали» СУАЛу, прямым текстом заявили, что «в настоящее время не заинтересованы в операциях с алюминием российских компаний». Особую веху в истории СУАЛа занимает волокита вокруг IPO, о проведении которого в компании Вексельберга время от времени поговаривали аж с 2002 года. Ни в 2003-м, ни в 2004 году размещения не случилось: многие инвестбанкиры тогда полагали, что Вексельберга отпугнула возможная недооцененность компании из-за дела ЮКОСа. И вот последнее сообщение про возможное IPO появилось в начале августа: британская Sunday Times сообщила, что IPO может состояться до конца этого года, причем организатором размещения, по сведениям издания, выступит JP Morgan Cazenove. В СУАЛе это комментируют предельно осторожно: «Мы рассматриваем IPO лишь как один из возможных путей развития компании, а срок размещения нами еще не определен», — говорит Алексей Прохоров. CУАЛ действительно заинтересован сейчас в стратегическом партнерстве. Но главной целью для него при поиске партнера, как подчеркивают в компании, является возможность диверсифицироваться из алюминиевой в другие отрасли или регионы мира. «РусАл» с этой точки зрения не представляет большого интереса для СУАЛа. «Есть значительно более интересные компании, готовые быть надежными партнерами и обеспечить СУАЛу то, в чем он заинтересован: участие в проектах, географическую и сырьевую диверсификацию», — подчеркивают в компании.

Вовремя?

Многие аналитики считают, что если сделка с непрозрачным «РусАлом» состоится, то это надолго поставит крест на планах СУАЛа в отношении IPO. При этом в перспективе объединение с крупнейшим игроком алюминиевой отрасли — факт, безусловно, позитивный для СУАЛа. В этой связи любопытно, что осенью текущего года на той же Лондонской бирже, где планирует размещать акции СУАЛ, собираются проводить IPO еще два крупных российских игрока — Трубная металлургическая компания и «Северсталь». Это серьезные конкуренты для компании Вексельберга—Блаватника, которые могут оттянуть внимание инвесторов Лондонской биржи на себя. Поэтому появление столь позитивной для СУАЛа новости, как объединение с «РусАлом», вполне может оказаться удачным ходом для повышения стоимости акций компании. При этом особенно затягивать с IPO смысла нет: во-первых, свежи в памяти растущие показатели СУАЛа в 2005 году (выручка тогда увеличилась на 17,4% — до $2,3 млрд., а EBITDA — на 40%, до $600 млн.), во-вторых, после прямо-таки не самого удачного размещения на LSE бумаг группы «Черкизово» ажиотажный спрос на акции российских компаний на бирже в Лондоне пошел на убыль. В такой ситуации Вексельбергу придется поторопиться, чтобы удачно вскочить на подножку уже уходящего поезда.

Партнер, да не тот

Некоторые плюсы от возможного объединения «РусАла» и СУАЛа, конечно, можно было бы найти. Во-первых, сырьевая обеспеченность объединенной компании достигла бы почти 100%. Что вовсе не отменило бы желания «РусАла» и в дальнейшем искать для покупки более качественные и дешевые бокситовые активы в тропической зоне. По объему производства объединенная компания обошла бы всех остальных игроков мирового алюминиевого рынка. Но никаких новых рынков для нее это не открыло бы. И потеснить Alcoa и Alcan в сегментах высокого передела «РусАл—СУАЛ» все равно бы не смог. «Предстоят годы кропотливой работы, прежде чем мы сможем изменить это положение вещей», — признавался в интервью «Профилю» заместитель гендиректора «РусАла» Александр Лившиц. Зарубежные партнеры традиционно предпочитают покупать в России алюминиевые чушки и затем на своих заводах производить из них более дорогую продукцию — фольгу, узлы для самолетов, кастрюли и т.д. Некоторые эксперты считают, что вероятность объединения невысока еще и из-за личной неприязни олигархов от металлургии. Если вспомнить о корпоративных войнах за алюминиевую промышленность в 90-е годы, логично предположить, что Дерипаска будет последним, кому Вексельберг станет предлагать акции своей компании. Другие возражают: бизнес есть бизнес, договорились же в конце концов Олег Владимирович и Виктор Феликсович о партнерстве в проекте «Коми Алюминий». Как говориться, только деньги — и ничего личного. В любом случае вопрос объединения с СУАЛом отнюдь не критичен для бизнеса Олега Дерипаски. Другое дело — амбиции самого предпринимателя. Вряд ли стоит исключать такой поворот событий, при котором близкий властям Олег Владимирович, создавший самую разношерстную империю на постсоветском пространстве, может постараться отобрать бизнес у Виктора Феликсовича «силой» — то есть купить за бесценок, заручившись поддержкой Кремля. Проблемы в ТНК-ВР (налоговые претензии, сложности на переговорах с «Газпромом» о совместном освоении Ковыкты), совладельцем которой также является Вексельберг, красноречиво свидетельствуют о том, что олигарх не в фаворе у властей. Иное дело Дерипаска: регулярные встречи с Путиным происходят далеко не у каждого крупного бизнесмена. Не исключено, что на одной из них Олег Владимирович постарался убедить Владимира Владимировича в пользе для России объединения «РусАла» с СУАЛом для рождения крупнейшего в мире производителя алюминия. Если это так, то у «РусАла» есть прямой мотив для срыва IPO СУАЛа. Ведь если СУАЛ станет международной публичной компанией, его акции значительно вырастут в цене, и платить за нее Олегу Дерипаске придется гораздо больше. В пользу этой версии говорит и то, что слияние «РусАла» и СУАЛа практически заранее одобрил и представитель ФАС Андрей Цыганов. Хотя по своему положению был в принципе обязан уклониться от комментариев сделки, заявка на осуществление которой еще даже не поступала в его ведомство.

Жидкое электричество

Таким образом, единственной объективной предпосылкой для объединения «РусАла» и СУАЛа являются претензии Олега Дерипаски на лидерство в мировой алюминиевой промышленности. Если сделка не состоится, то российская промышленность от этого явно ничего не потеряет: мировая конъюнктура и особенность ведения алюминиевого бизнеса в России позволяет отечественным компаниям не опасаться за стабильность своего положения. Как пояснили «Профилю» в компании Alcoa, в течение ближайших 14 лет потребление алюминия в мире удвоится. По прогнозам «РусАла», в течение этого года спрос на алюминий останется высоким, мировое промышленное производство — один из наиболее используемых индикаторов роста спроса на алюминий — вырастет до 4,9% в 2006 году по сравнению с 4,8% в 2005 году. Основные отрасли промышленности, поддерживающие спрос на алюминий, — транспортная (потребляет 31% алюминия), строительная (18%) и упаковочная (17%) — показывают тенденцию к здоровому росту. Цены на алюминий до конца 2006 года останутся в рамках $2500 за тонну. Алюминиевая отрасль — своеобразный закрытый клуб. Новых игроков здесь нет, и появиться им неоткуда. Объясняется это не только отсутствием крупных неразведанных запасов сырья, но и крайне ограниченным предложением электроэнергии в мире, которой зачастую просто физически не хватает для увеличения мощностей не только новым, но и действующим игрокам. Россияне же имеют здесь неоспоримые преимущества. По данным аналитика Дениса Нуштаева из ИФК «Метрополь», электроэнергия занимает в себестоимости производства алюминия европейскими и американскими компаниями до 50%. В то же время затраты «РусАла» не превышают 20% в себестоимости продукции, а СУАЛа — 27—30%. В алюминиевой отрасли Россия может позволить себе пока не бояться даже бурно растущей экономики Китая. В результате политики поощрения инвестиций в производство первичного алюминия за последние годы в КНР построено около 2,5 млн. избыточных, простаивающих без дела мощностей. По прогнозам экспертов, к 2009 году Китай и вовсе перестанет экспортировать значительные объемы алюминия, ориентируясь лишь на собственное потребление внутри страны. В России же, напротив, продолжится превышение предложения над внутренним спросом. Уже через три года Россия будет выпускать свыше 4 млн. тонн алюминиевой продукции, предназначенной для экспорта, играя все более важную роль на мировом рынке.

 

 

Предыдущая новость    Следующая новость



Оставить комментарий
Тема:
Комментарий:
  Оставить комментарий
Зарегистрироваться
Логин:
Пароль:
  Зарегистрироваться
Оформить подписку


проголосовать
результаты опроса


Инвестиционная финансовая компания "МЕТРОПОЛЬ" - одна из ведущих российских инвестиционных компаний, входит в группу компаний "МЕТРОПОЛЬ". Работает на фондовом рынке России с 1995 г.
Инвестиционная финансовая компания "МЕТРОПОЛЬ" - одна из ведущих российских инвестиционных компаний, входит в группу компаний "МЕТРОПОЛЬ". Работает на фондовом рынке России с 1995 г.

подробнее
Для обеспечения деятельности на международных рынках капитала в группу компаний входит Metropol (UK) с офисом в Лондоне
Для обеспечения деятельности на международных рынках капитала в группу компаний входит Metropol (UK) с офисом в Лондоне

подробнее
О партнерстве | Пресс-центр | Спонсорство и благотворительность
Инвестиции и финансы | Промышленность | Спорт | О Проекте | Контакты
Карта сайта
Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»
Copyright © 2005 Все права защищены
ООО «ИФК «МЕТРОПОЛЬ»
Лицензии: № 077-06136-100000, № 077-06159-010000, № 077-06168-001000 от 26 августа 2003г., № 077-06194-000100 от 02 сентября 2003г.,
№ 650 от 16 апреля 2004г., № 3185 от 25 ноября 1999г., № 21-000-1-00119 от 23 мая 2003г., № 077-07215-001000 от 9 декабря 2003г.