Из 7% в черногорском проекте Porto Montenegro
у него может остаться 3%
Ольга Ъ-Сичкарь
"Ъ" стали известны параметры проекта Porto
Montenegro: в строительство курортной недвижимости и яхтенной
инфраструктуры в Черногории консорциуму инвесторов, среди которых
российский бизнесмен Олег Дерипаски и владелец одной из крупнейших
золотодобывающей компании Barrick Gold Питер Мунк, необходимо
вложить еще €340 млн. Однако господин Дерипаска не планирует больше
инвестировать в этот проект, поэтому его доля в Porto Montenegro
предположительно размоется с 7% до менее чем 3%.
Олег Дерипаска остается миноритарием Adriatic
Marinas d.o.o (общество с ограниченной ответственностью),
развивающего проект Porto Montenegro, с семипроцентной долей,
рассказала "Ъ" PR-представитель компании Майя Вуяскович. Она
уточнила, что 55% Adriatic Marinas принадлежат Питеру Мунку,
владельцу одной из крупнейших в мире золотодобывающей компании
Barrick Gold, который выступил инициатором проекта: около двух лет
назад он выкупил землю (65 га, из которых 24 га приходится на
собственно землю, остальное -- морская поверхность) в аренду на 90
лет с правом застройки территории и привлек соинвесторов. У каждого
из этих соинвесторов в проекте по 7% -- помимо господина Дерипаски
это глава LVMH Бернар Арно, Джакоб и Натанаэль Ротшильды, президент
венгерского холдинга TriGranit Шандор Демьян и Энтони Мунк.
Владельцев еще 3% в компании не называют.
Как пояснили в Adriatic Marinas, изначально
партнеры собрали €260 млн на реализацию первого этапа проекта,
которая завершится до 2011 года. Таким образом, инвестиции со
стороны господина Дерипаски могли составить чуть больше €18 млн.
Уже освоено около €100 млн: проведены проектные работы, построен
один из причалов для яхт, строится первая очередь апартаментов.
Весь проект подразумевает строительство "сотен апартаментов",
гостиниц (ведутся переговоры с гостиничным оператором Four
seasons), курортной и яхтенной инфраструктуры, включая стоянки на
630 яхт (в том числе для супер-яхт свыше 24 м). Общий бюджет
оценивается минимум в €600 млн. "Эта сумма существенно вырастет в
случае возведения гольф-полей, морской школы и расширении яхтенной
инфраструктуры",-- отмечает госпожа Вуяскович.
"(Новые.-- "Ъ") инвестиции со стороны господина
Дерипаски в Porto Montenegro не планируются",-- прокомментировал
представитель бизнесмена. В случае необходимости дополнительного
инвестирования доля Олега Дерипаски в проекте может быть размыта до
3% или меньше, подсчитал один из собеседников "Ъ".
В развитие проекта будут вкладываться средства
от продажи готовых апартаментов и мест на причале. Учитывая, что
средняя стоимость продажи апартаментов составляет около €500 тыс.,
необходимо продать почти 700 апартаментов, чтобы собрать
недостающие €340 млн, посчитал один из риэлтеров, работающих в
Черногории. "До кризиса продать такое количество за несколько лет
было бы вполне реальным, но сейчас маловероятно, поэтому привлекать
дополнительное финансирование в проект придется",-- рассуждает член
совета директоров Mirax Group Максим Темников (акционеры Mirax
Group реализуют в Черногории проект Astra Montenegro). По
словам представителя ИФК "Метрополь" (развивает проект курорта на
острове Святого Марка) Алексея Руденко, в 2009 году продажи жилой
недвижимости в Черногории составляют примерно треть от
прошлогодних. Он отмечает, что в отличие от жилья спрос на яхтенную
инфраструктуру упал не сильно. Так, цена аренды стояночного места
по сравнению с прошлым годом снизилась всего на 20% (на разных
пристанях цены составляют от €2,7 тыс. до €6,9 тыс. в сезон без
учета НДС для яхты длиной 15 м).