Новости
11  Декабря  2006
ВЕЧЕРНЯЯ МОСКВА: В истории «Москвича» поставлена точка

Дмитрий Семенов



 
Прошло четыре дня после завершения торгов по недвижимому имуществу завода «Москвич», а страсти все не утихают. За подробностями мы обратились к конкурсному управляющему ОАО «Москвич» Александру Иванову.


Спасать завод не было смысла


– Александр Владимирович, на заводе было введено конкурсное управление?

– Конкурсное управление – это ликвидационная процедура. Она начинается, когда производство уже невозможно восстановить. Решение о конкурсном управлении выносится на основании заключения внешнего управляющего и собрания кредиторов.


– То есть это процесс необратимый?


– Чаще всего – да, хотя, конечно, остановить конкурсное производство можно, если бы инвесторы погасили все долги кредиторам или это сделало бы третье лицо. Но в данном случае это было просто нереально: никто бы не согласился вносить 29 млрд рублей. Самое печальное – в этом просто не было экономического смысла.

 
– Как по-вашему, если бы в 90-е годы федеральное правительство переуступило «Москвич» правительству Москвы – предприятие можно было бы спасти?


– Чем раньше на заводе была бы введена процедура банкротства, тем больше было шансов его спасти. Надо было вводить внешнее управление сразу, как только начались первые серьезные проблемы – то есть году в 95-м. В этом случае был бы введен мораторий на выплату долгов, который по российскому законодательству можно продлевать в течение пяти лет. Все это время завод мог бы спокойно работать, не оглядываясь на задолженность, выплачивая только налоги и заработную плату. При грамотном управлении пяти лет «Москвичу» бы хватило для выхода из кризисной ситуации. Вообще же можно сказать, что заводу просто не повезло: начало его реконструкции совпало с развалом страны. Выдан огромный кредит Минфина – и тут начинается хаос…


Разрушено все


– Теперь у недвижимости «Москвича» другой собственник. Но все-таки – по каким причинам объекты продавались одним лотом?

– Я был назначен конкурсным управляющим в феврале этого года, и мы сразу начали рассматривать различные варианты. Ведь главная наша цель – максимально удовлетворить требования кредиторов. То есть реализовать имущество завода по максимально возможной стоимости. Трудно представить себе все проблемы в комплексе: огромная территория, отсутствие практически всех коммуникаций – все разрушено. Отсутствуют документы урегулирования земельных отношений – последний договор аренды завершается на днях… Все это, естественно, влияет на цену. Ну а если продавать все объекты отдельно – представляете, сколько бы проблем возникло у каждого собственника? Прежде всего – с землей. Ведь по закону он получает только ту землю, которая под зданием, плюс пять метров по периметру от фундамента. Представьте себе – 54 собственника. И как бы они эту землю делили? И сколько бы лет этот процесс занял? Кроме того, из 54 объектов инвестиционно привлекательными являлись от силы 30. Остальные – на так называемой «старой» территории – пришлось бы выставлять на повторные торги, потом – на третьи, потом – выставлять их в открытое предложение. В результате часть из них все равно бы не была реализована. И возникли бы новые проблемы – как через «ничьи» объекты провести коммуникации к приобретенной недвижимости? Этими вопросами можно заниматься долго, но конкурсное управление стоит денег, так что Комитет кредиторов заинтересован в том, чтобы недвижимость была продана как можно скорее.


- И придется кредиторам удовлетвориться пятью с половиной миллиардами…


– Это, между прочим, реальная цена «Москвича». Торги были открытыми, оценка – независимая, ее результаты согласованы с федеральными контролирующими органами. Так что начальная цена – оптимальная для того, чтобы не отпугнуть участников торгов, с одной стороны, а с другой – не продешевить. Во всем мире практика банкротства подразумевает процент возврата средств кредиторам на уровне не более 10 процентов. Очень редко – больше, но чаще – меньше, а иногда – вообще ничего. Тут же кредиторы получили по сути почти 20 процентов от суммы долга. Кроме того, мы будем продолжать реализовывать движимое имущество «Москвича» – технологическое оборудование. 4 декабря вторым лотом были проданы несколько единиц оборудования на 27 млн рублей. Мы продолжаем наращивать конкурсную массу.


Проигравшим деньги вернут


– Когда на торги выставляется такой крупный объект, обычно не обходится без недовольных. Так, «Миракс Групп», по сути, пригрозила судом за то, что ее не допустили к торгам. Были возражения и со стороны правительства Москвы.


– Насколько я знаю, московское правительство как раз владело всей информацией. На всех заседаниях законным представителем правительства Москвы был руководитель столичного комитета по банкротству, почти на всех заседаниях присутствовал руководитель Департамента науки и промышленной политики г-н Пантелеев.


– Видимо, на позицию правительства Москвы повлияло опасение потерять миллиард стартового взноса?


– Точнее – миллиард 100 миллионов рублей. Не знаю, откуда возник этот слух. Деньги не могут не быть возвращены. Дело в том, что я как конкурсный управляющий обязан погасить наиболее животрепещущие долги – по заработной плате, по коммунальным платежам, в очередности, установленной судом – всего шесть очередей. Как только поступили деньги стартовых взносов – я обязан платить. Но это всего порядка 430–450 млн рублей. Которые все равно будут «погашены» взносом победителя торгов. И проигравшим деньги вернут все равно. Конечно, не на следующий день. Хотя понять действия правительства Москвы я могу. Одно дело – частный капитал, и другое дело – столь крупные бюджетные средства.

– Ну а что касается второй участницы торгов – компании «Прометей»? Говорят, что это подставное «юрлицо»?


– Я лично о «Прометее» не знаю вообще ничего. Организацией торгов занималась Федеральная фондовая корпорация. Для меня же главное, чтобы все участники торгов представили необходимые документы и сделали стартовые взносы.

Ничего поделать нельзя


– А как вы можете прокомментировать протест со стороны «Миракс Групп»?


– Они могут заявлять все что угодно. Правда, чем громче заявление, тем более нездоровый ажиотаж поднимается вокруг результатов торгов. Судите сами: если вы покупаете квартиру, то, наверное, заблаговременно ознакомитесь со всеми документами. А тут мы объявили о торгах 3 ноября, а первые представители «Миракс Групп» появились – для ознакомления с документами! – только 23 ноября. Естественно, за неделю пакет документов невозможно собрать. Я вам первому об этом рассказываю: у «Миракс Групп» не было всех необходимых документов. В частности, не было согласования заявки с Федеральной антимонопольной службой, как того требует закон в случае таких крупных сделок. Понятно, что ФАС за один день решения не даст, но хотя бы бумагу о том, что заявка взята на рассмотрение, «Миракс Групп» должна была представить. Ну и, наконец, они не проплатили стартовый взнос. Платежное поручение представили, а деньги не перевели.

– Но компания грозится подать иск в московский арбитражный суд.


– Уже подали. Поскольку иск подан против конкурсного управления, наши юристы с ним ознакомились. Во-первых, сам документ сформулирован неправильно: он о признании незаконными действий конкурсного управляющего, а требование в нем – приостановить торги. Ну а во-вторых, юристы «Миракс Групп» представили платежное поручение по уплате пошлины, но сами деньги опять же не перевели. Или платежка была неправильно оформлена, или они просто раздумали. Во всяком случае, иск оставлен без движения до устранения ошибок.


– А новый хозяин – УК «Метрополь» – когда начнет оформлять права собственности?


– Думаю, что в ближайшее время. Этот процесс может занять от двух недель до месяца. Так что, надеюсь, после новогодних праздников регистрационная палата выдаст все необходимые документы.


– Как по-вашему, удастся ли УК «Метрополь» найти общий язык с правительством Москвы?


– Надеюсь, что удастся. Правительство Москвы заинтересовано в ряде объектов – новые заводские корпуса, ДК и некоторые другие, а «Метрополь» – в скорейшем решении земельных вопросов, которые невозможно решить без участия правительства Москвы.


– Скажите, до этого в Москве были аналогичные банкротства?


– Нет, это уникальный прецедент. Огромный долг, огромная территория, огромные социальные проблемы.


– А вам лично жалко «Москвич»?


– Конечно, жалко! Я и представить себе не мог, что когда-нибудь поставлю точку в истории завода «Москвич», подписав документ о его ликвидации как юридического лица. И не мог представить, что сам завод будет ликвидирован. Но объективно уже ничего поделать нельзя. Конкурсный управляющий не причина, а механизм ликвидации. Причина же возникла гораздо раньше.

ОФИЦИАЛЬНО
Вот что рассказал «ВМ» руководитель пресс-службы Департамента науки и промышленной политики города Москвы Владимир МИРОНЕНКО:


– Вряд ли имеет смысл комментировать сейчас то, что уже произошло: конкурс, его результаты и действия управляющего. Гораздо важнее понимание того, в каком направлении будет развиваться купленная территория. Правительство Москвы приняло еще в сентябре Постановление № 836-ПП, согласно которому территория, где расположен «Москвич», признана промышленной зоной. Будучи включенной в городской земельный кадастр, она должна быть использована по своему прямому назначению. И с этой точки зрения наша задача – претворять принятые решения в жизнь. То есть сохранять промышленный потенциал города, а в этом конкретном случае – вернуть производство в пустующие помещения. А планы правительства Москвы таковы: часть территории «Москвича» планируется отдать под развитие производства автомобилей «Рено», поскольку у ОАО «Автофрамос», собирающего автомобили «Рено-Логан», прекрасные перспективы на российском рынке. Кроме этого, у Департамента науки и промышленной политики есть планы организовать на бывшем «Москвиче» производство автокомпонентов и другой высокотехнологичной продукции. Переговоры уже ведутся.

 

СПРАВКА «ВМ»
В состав Группы «МЕТРОПОЛЬ» входит компания «Метрополь Девелопмент», которая занимается исключительно девелоперскими проектами и сделками с недвижимостью. Недвижимость группы «МЕТРОПОЛЬ» оценивается ориентировочно в $300 млн. В портфеле компании – проекты строительства торгово-офисных комплексов с объектами социальной спортивной инфраструктуры в Москве (общей площадью более 150 000 кв. м).

КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР
«Миракс Групп» сегодня собирает пресс-конференцию, на которой намерена рассказать о своем видении причины отстранения компании от торгов. Мы попросили прокомментировать претензии обе стороны конфликта
Вот что нам сообщили в пресс-службе Группы компаний «Метрополь»:


– Мы живем в правовом государстве. Любое физическое и юридическое лицо вправе обращаться в судебные органы и выступать в СМИ. К тому же, насколько нам известно, претензии «Миракса» относятся к организаторам торгов, а не к участникам.

- Будете ли вы сотрудничать с правительством Москвы?


– Как следует из выступлений высокопоставленных чиновников правительства Москвы, они заинтересованы в том, чтобы совместно с новым владельцем «Москвича» развивать проекты, связанные с автомобилестроительной отраслью. Мы, в свою очередь, собираемся вести застройку территории в строгом соответствии с градостроительной концепцией Москвы. Поэтому для нас тесные контакты с московскими властями весьма желательны.


– А каковы планы ГК «Метрополь» относительно территории завода?


– Собственно территория «Москвича» состоит из двух площадок: «старой» (Волгоградский пр., 32) и «новой» (Волгоградский пр., 42). И если на «новой» площадке ранее располагалось производство, то «старая» находится в полном запустении: там отключены все коммуникации, корпуса находятся в полуразрушенном или аварийном состоянии. На «новой» площадке мы будем продолжать развивать автомобильное производство, для чего будем плотно сотрудничать со всеми заинтересованными в этом лицами. Что касается «старой» площадки, то хотели бы предложить следующую концепцию освоения территории: снос существующих сооружений, рекультивация земли и строительство офисной (категории В и В+), гостиничной (3–4 звезды) и торговой недвижимости. Не исключено и строительство некоторого количества жилья. Безусловно, мы будем привлекать соинвесторов для осуществления этих целей.


Мы связались с председателем Правления корпорации MIRAX GROUP Максимом ТЕМНИКОВЫМ, и вот что он рассказал:

– Г-н Иванов заявляет, что «главная наша цель – максимально удовлетворить требования кредиторов. То есть реализовать имущество завода по максимально возможной стоимости». Однако действия конкурсного управляющего и организаторов торгов явно противоречили указанным целям. В случае, если бы на аукцион были допущены такие крупные девелоперские компании, как MIRAX GROUP, итоговая стоимость лота могла бы быть минимум на 20% выше. Таким образом, кредиторы недополучили порядка 40 млн долларов. Все дело в том, что организаторы торгов были явно заинтересованы в жестком ограничении круга участников. С этой целью, в частности, было установлено требование о переводе задатка в размере 1 млрд 100 млн рублей на счет обанкротившегося завода «Москвич», откуда эти деньги автоматически списывались в счет многочисленных долгов предприятия. Обычной практикой при организации подобных аукционов является перечисление задатка на счет организатора торгов, который после их завершения обязан вернуть деньги проигравшим компаниям и компаниям, которые по тем или иным причинам не смогли принять участие в аукционе. Причина того, что корпорация MIRAX GROUP подала документы в самый последний момент, заключается в том, что мы в течение недели не могли встретиться и даже просто поговорить по телефону с конкурсным управляющим завода. В Федеральной фондовой корпорации нам заявили, что он находится в командировке, что само по себе странно. Без подписанного г-ном Ивановым соглашения о задатке мы не могли перечислить деньги. Тем не менее платеж все же был совершен, но после того как в 15.00 29 ноября истек срок подачи документов, а нам так и не удалось найти г-на Иванова (наши представители находились в офисе Федеральной Фондовой корпорации с самого утра), мы отозвали деньги.
Что касается отсутствия согласования с ФАС, то документы в ФАС были отправлены по почте описью вложения, что зафиксировано Описью, составленной при приеме документов ОАО «ФФК». Чтодо искового заявления – деньги по госпошлине оплачены своевременно, в пятницу (8 декабря 2006 г.). В Арбитражный суд г. Москвы будет предоставлено подтверждение Банка «Зенит» о перечислении в пользу бюджета сумм госпошлины в размере 4000 руб.


Предыдущая новость    Следующая новость



Оставить комментарий
Тема:
Комментарий:
  Оставить комментарий
Зарегистрироваться
Логин:
Пароль:
  Зарегистрироваться
Оформить подписку


проголосовать
результаты опроса


Инвестиционная финансовая компания "МЕТРОПОЛЬ" - одна из ведущих российских инвестиционных компаний, входит в группу компаний "МЕТРОПОЛЬ". Работает на фондовом рынке России с 1995 г.
Инвестиционная финансовая компания "МЕТРОПОЛЬ" - одна из ведущих российских инвестиционных компаний, входит в группу компаний "МЕТРОПОЛЬ". Работает на фондовом рынке России с 1995 г.

подробнее
Дочерние структуры ИФК «МЕТРОПОЛЬ» победили в ряде аукционов на право пользования недрами месторождений в Республики Бурятия
Дочерние структуры ИФК «МЕТРОПОЛЬ» победили в ряде аукционов на право пользования недрами месторождений в Республики Бурятия

подробнее
О партнерстве | Пресс-центр | Спонсорство и благотворительность
Инвестиции и финансы | Промышленность | Спорт | О Проекте | Контакты
Карта сайта
Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»
Copyright © 2005 Все права защищены
ООО «ИФК «МЕТРОПОЛЬ»
Лицензии: № 077-06136-100000, № 077-06159-010000, № 077-06168-001000 от 26 августа 2003г., № 077-06194-000100 от 02 сентября 2003г.,
№ 650 от 16 апреля 2004г., № 3185 от 25 ноября 1999г., № 21-000-1-00119 от 23 мая 2003г., № 077-07215-001000 от 9 декабря 2003г.