Завод насытит рынок машинами с французским
акцентом
Михаил Перов
Правительство Москвы и компания "Рено" подписали
протокол о намерениях, согласно которому мощности московского
завода "Автофрамос" будут увеличены с 80 тысяч до 160 тысяч
автомобилей ежегодно, начиная с 2009 года. Согласно условиям,
"Рено" будет инвестировать в проект 150 млн. долларов, а власти
города предоставят дополнительные площади для увеличения объемов
производства. При этом на рынок выйдут новые модификации
полюбившейся многим модели "Логан". Увеличение мощностей
автопроизводства - не только приятная новость для автолюбителей, но
и начало воплощения далеко идущих планов московских властей.
Все-таки автомобилизация населения растет, потенциал российского
рынка велик, а успешный выход на него с бюджетной моделью "Рено
Логан" подтверждает верную ставку на совместное детище
правительства Москвы и компании "Рено" – завод "Автофрамос". Более
того, документы, подписанные московскими чиновниками высокого ранга
и руководством французского автоконцерна, подтверждают, что ставить
точку в истории легендарного завода "Москвич" рано. В заброшенные
производственные площади вдыхается по-настоящему новая жизнь, завод
рождается заново. Передача площадей под производство французского
"народного" авто московской сборки стала возможной благодаря
виртуозной многоходовой сделке по выкупу необходимой для передачи
части имущественного комплекса завода-банкрота в собственность
города. Прежде основная доля предприятия находилась под контролем
федерального центра. Потом завод стал дышать на ладан, стал полным
банкротом, но инициативы столичного градоначальника по передаче
акций в ведение Москвы, с целью реорганизации выпуска автомобилей
на заводских площадях, глушились и ни к чему не приводили. Не было
услышано и предложение о создании на базе имущества ОАО "Москвич"
двух акционерных обществ: продав одно, можно было рассчитаться с
кредиторами и реанимировать второе. Иначе платежеспособность
предприятия восстановить крайне трудно, что и подтверждает сумма
нынешней кредиторской задолженности ОАО "Москвич", перешагнувшая
планку в 29 млрд. рублей. Предложение осталось только прожектом.
Однако значительную часть имущества "Москвича" все равно пришлось
продавать на торгах. При этом правительство Москвы в торгах не
участвовало, так как его не устроили условия: имелись опасения
потерять задаток в 1,101 млрд. рублей. Эту сумму нужно было внести
еще до начала аукциона, но в случае проигрыша вернуть задаток было
бы нельзя. Такие риски высоки и неоправданны, поэтому московские
власти отстранились от торгов. Поначалу этот поступок воспринимался
бизнес-сообществом как слабость. Но со временем стало понятно, что
это был лишь первый шаг к цели. Имущество завода было продано с
аукциона одним лотом. Практически без борьбы аукцион выиграла
компания "Метрополь", ее представители повысили начальную сумму
лота на один шаг торгов (50 млн. рублей). За 126 гектаров и 54
здания она заплатила 5,555 млрд. рублей. Правительство Москвы
выкупило часть имущества у компании "Метрополь" почти сразу,
обратив основного конкурента в главного компаньона сделки.
"Метрополь" заявил о готовности уступить имущество, интересное для
города, уже на следующий день после приобретения. И не случайно.
Прочие участники гонки за имуществом остались далеко позади. Один
из них - компания Mirax Group, не допущенная к участию, - собирался
оспорить результаты конкурса в суде, но не стал этого делать.
Скандал, связанный с отказом от участия в аукционе представителей
столичной администрации, стал восприниматься как профессиональный
командный маневр. В собственность города перешли 24 объекта
недвижимости площадью 540 тысяч квадратных метров: Дом культуры
АЗЛК и производственные корпуса, то есть все, что и планировалось
получить для нужд города прежде. Сумма сделки составила 3,6 млрд.
рублей. Получается, что в результате сделки "Метрополь" вернул
почти 70 процентов вложенных средств, сохранил 60 процентов
купленной земли и уже затевает строительство коммерческой
недвижимости на территории бывшей промзоны. А что же город? Москва
получила Дом культуры для дальнейшей эксплуатации его в интересах
горожан и производственные площади для развития модернизированного
автопрома с участием французского капитала, при этом совершенно не
рискуя суммой задатка. Блестящая операция! Теперь следует ожидать
дальнейшего динамичного развития совместного московско-французского
производства на базе ОАО "Москвич". Возникнут новые рабочие места,
новые модификации полюбившихся автомобилей и наверняка – новые
амбициозные планы.