Производитель и продавец лекарственных
препаратов компания «Протек» выходит на биржу. Но успех ее
размещения неочевиден. Две составляющие бизнеса — дистрибуция и
производство — могут не заинтересовать инвесторов. В фокусе
внимания — динамично развивающаяся сеть аптек «Ригла», входящая в
холдинг.
Екатерина Шохина
Все больше компаний заявляют о планах проведения
IPO в этом году. В конце весны выйти на биржу планирует крупнейший
российский фармхолдинг «Протек». Однако успех его размещения
неочевиден. Две составляющие бизнеса компании — дистрибуция и
производство — не очень интересны для инвесторов. Эксперты считают,
что пока проще привлечь ликвидность через выпуск евробондов.
Крупнейший российский фармхолдинг «Протек [1]» (объединяет
дистрибутора «Протек», аптечную сеть «Ригла [2]» и
фармпроизводителя «Сотекс») официально объявил о намерении провести
IPO. Оно пройдет в мае-июне. «Протек» рассчитывает привлечь 400 млн
долларов на российских площадках ММВБ и РТС, сообщил президент
компании Вадим Музяев. Он уточнил, что порядка 50% от этой суммы
планируется направить на развитие компании: преимущественно на
финансирование развития «Риглы» и расширение портфеля продукции
«Сотекса» «за счет усиления научно-исследовательской составляющей».
Часть денег будет использована для модернизации складских помещений
«Протека», говорится в сообщении компании. В пресс-службе «Протека»
«Эксперту Online» отказались сообщить о конкретных планах компании
и новой продукции, производство которой начнется после привлечения
финансирования.
Музяев уверен, что IPO его компании будет воспринято инвесторами
«на ура». «На протяжении уже нескольких лет, даже в условиях
мирового экономического кризиса, российский фармацевтический рынок
продолжает демонстрировать хорошую динамику. Мы уверены, что наша
успешная бизнес-модель, построенная на вертикальной интеграции,
обеспечит нам возможности для роста в основных сегментах
российского фармацевтического рынка, а также позволит использовать
синергетический эффект от совместной работы подразделений компании.
У “Протека” есть необходимый потенциал для того, чтобы приносить
прибыль своим акционерам и будущим инвесторам», — сообщил глава
фармпредприятия.
В то же время эксперты считают, что ажиотажный спрос на бумаги
«Протека» неочевиден. «“Протек” может привлечь инвесторов потому,
что на рынке практически нет бумаг фармсектора.
Торгующийся сегодня “Фармстандарт” переоценен, у
“Верофарма” довольно большие проблемы», — говорит директор по
развитию департамента корпоративных финансов ИФК «Метрополь» Максим
Розенблит.
С ним соглашается и аналитик УК «Финам менеджмент» Максим Клягин.
«Компания является одним из крупнейших игроков индустрии и,
безусловно, располагает существенным потенциалом роста. Кроме того,
число публичных компаний в данной сфере крайне невелико, то есть
количество инструментов инвестирования в этот перспективный рынок
ограничено, поэтому бумаги нового эмитента вполне могут
претендовать на сравнительно высокий уровень спроса», — говорит
эксперт.
В то же время из трех составляющих бизнеса «Протека», по мнению
наблюдателей рынка, однозначно привлекательным для инвесторов может
быть только один — динамично развивающаяся сеть аптек «Ригла».
«“Протек” — один из двух крупнейших дистрибуторов
лекарств, но до сегодняшнего дня инвесторы не смотрели на
дистрибуторов», — говорит Розенблит. Он считает, что отчасти так
происходит потому, что у дистрибуторов, по сути, нет никаких
активов. Что же касается производственного бизнеса компании —
«Сотекса», то и он не представляется слишком привлекательным для
инвесторов. «У “Сотекса” никогда не было своей продуктовой линейки.
Компания по большей части занимается расфасовкой импортных
медикаментов. Пока что речь не идет даже о каком-то значительном по
объемам производстве дженериков, не то что о своих оригинальных
препаратах», — объясняет Розенблит. Если говорить о торгуемых
конкурентах, то они имеют узнаваемые бренды — например, «Арбидол»
«Фармстандарта».
По сути, компания всегда
делала ставку на дистрибуцию, а не на производство. В кризисный год
ее оборот вырос примерно на 20%. Если предположить, что инвесторы
все-таки будут заинтересованы в покупке бумаг, то исходя из выручки
3,12 млрд долларов в 2008 году аналитик Банка Москвы Сабина
Мухаметжанова оценивает «Протек» в 3 млрд долларов.
Есть, правда, опасения, что негативное влияние на инвесторов может
оказать подмоченная репутация компании. В 2007 году против
вице-президента «Протека» Виталия Смердова возбудили уголовное дело
за дачу взяток за участие в программе добровольного лекарственного
обеспечения (ДЛО) и получение госзаказа. Однако эксперты рынка
считают, что инвесторов это не испугает. «Все знают специфику
работы в России», — говорит один из участников рынка.
В то же время именно опасение относительно своей безопасности
вынуждает компанию стать публичной и привлечь в том числе
иностранных инвесторов. «Желание отнять бизнес у “Протека” было
велико», — знает близкий к компании участник рынка. Разговоры о
том, что компания выйдет на IPO, шли еще два года назад,
рассматривались и варианты привлечения стратегического инвестора,
но кризис внес свои коррективы. В позапрошлом году разместиться на
фондовом рынке смогли только три компании, а в прошлом — одна. Для
сравнения, в 2007 году было проведено 23 российских IPO.
Сейчас рынок оживает. «Текущие условия способствуют росту числа
новых IPO и повторных размещений. Ситуация в финансовом секторе
заметно стабилизировалась, ликвидность существенно выросла,
наблюдается заметный приток иностранных инвестиций. Рынок капитала
во всех его проявлениях постепенно оживает. Вполне вероятно, что в
2010 году сектор первичных размещений будет готов и к выходу
компаний второго эшелона. В свою очередь, крупные игроки рынка FMCG
будут продолжать достаточно активное органическое развитие, в
большинстве секторов сохранится и усилится тенденция к дальнейшей
консолидации рынка», — говорит Клягин. Вместе с тем
Розенблит напоминает, что пока больше разговоров о размещениях, чем
их самих. С начала года IPO провел только один «Русал». Пока что
больше шансов выгодно привлечь ликвидность у компаний, выпускающих
облигации. Каждый день рынок получает сообщения о выпуске и удачном
размещении облигаций и евробондов компаний из разных секторов. По
мнению Розенблита, оживает и рынок privat activity. «Это более
простой и дешевый способ привлечения денег. Однако активность
фондов пока ограничивается дефицитом ликвидности. Из 20–30 фондов,
которые заявляют о том, что готовы инвестировать, только
четыре-пять имеют на то ресурсы», — говорит
Розенблит.
Однако само желание инвестировать
через некоторое время выразится и в конкретных действиях. Ждать
осталось недолго. В фокусе внимания — IT-сектор, фармацевтические и
химические предприятия.