Мария Парфёнова
Компания объявила о досрочном выкупе
еврооблигаций из-за изменения режима налогообложения в России.
«Транеснефть» рассматривает возможность
досрочного выкупа еврооблигаций по номинальной стоимости, заявил
пресс-секретарь компании Игорь Дёмин. Выкуп будет осуществляться не
разово, а, предположительно, в течение года.
- Сроки зависят от того, как мы сможем
аккумулировать средства, - уточнил он.
Сейчас в обращении находятся несколько выпусков
еврооблигаций «Транснефти» на сумму $4,3 млрд.
Заявление компании связано с инициативой Минфина
начать брать налог на прибыль с процентных платежей по депозитам
SPV-компаний (special purpose vehicle, созданная под конкретный
проект компания) — фактических эмитентов еврооблигаций. Инициатива
изложена в письме замминистра финансов Сергея Шаталова в
Федеральную налоговую службу от 30 декабря 2011 года. До сих пор
SPV специально размещали в странах, с которыми у России подписаны
соглашения об избежании двойного налогообложения. Они размещали
полученные от выпуска облигаций средства в российских банках, а
полученные проценты направляли на выплату купонов.
Но, по межгосударственным соглашениям, от
налогов освобождаются только прямые получатели дохода, а Минфин как
раз предложил ФНС считать «компании специального назначения» лишь
посредниками между отечественными банками и владельцами
облигаций.
Письмо Минфина носит рекомендательный характер,
но на практике налоговики следуют этим правилам неукоснительно.
Новация ставит под удар практически все крупные
компании страны – потому что выпуск номинированных в долларах и
евро долговых обязательств является очень распространенной
практикой привлечения инвестиций.
- Именно благодаря наличию зон с нулевым
налогообложением существует весь евробондовый рынок, – говорит
аналитик Алексей Булгаков из «Тройки Диалог. – Чтобы урегулировать
ситуацию, сейчас многие эмитенты, включая «Транснефть», ведут
переговоры с Минфином по данному вопросу.
Исход переговоров пока неясен. Но во всех
евробондах, которые выпущены российскими компаниями, присутствует
обязательная оговорка о возможности их погашения по номиналу в
случае, если изменится налогообложение или трактовка двойного
налогообложения. В случает облигаций «Транснефти» - между Россией и
Ирландией.
- По нашему мнению, инициатива Минфина
развалится достаточно скоро, ибо смысла в ней нет, - говорит
Алексей Булгаков. - В частности, эта инициатива очень негативна для
попыток соорудить финансовый центр в Москве, поскольку, во-первых,
такая вещь будет противоречит международной практике, а, во-вторых,
одно из основных требований инвесторов – это стабильность, ясность,
прозрачность налогообложения.
Сейчас у «Транснефти» нет никакой нужды
привлекать заемные средства.
- Доля евробондов в общей структуре
заимствований «Транснефти» невелика - лишь около 20%,
– полагает старший аналитик ИФК
«Метрополь» Сергей Вахрамеев. – Теоретически, компания, EBIТDA
которой превышает $4,5 млрд в год, может погасить этот заем из
собственных средств.
На балансе компании и так находятся порядка $9
млрд свободных ресурсов, говорит Алексей Булгаков. Кроме того, в
2008 году “Транснефть” получили 10 млрд долларов ссуды от китайских
банков, таким образом, у компании есть дешевые деньги и другие
источники просто не нужны», - отмечает Алексей Булгаков.
Впрочем, компания не исключает возможность
привлечь заем в России, заявил «Известиям» Игорь Дёмин.
Инвестиционная программа “Транснефти” до 2017
года предусматривает модернизацию и ремонт 6,9 тыс км нефтепроводов
и 563 резервуаров емкостью 10 млн куб м. До 2017 года на это
планируется тратить в среднем 78,9 млрд руб ежегодно. Однако
программа развития «Транснефти» будет пересмотрена советом
директоров 31 января. Так что объем инвестиций может
измениться.
http://www.izvestia.ru/news/513312