Екатерина Чичурина, Юлия Федоринова
До 2016 г. инвестпрограмма группы “ГАЗ”
может составить до $4 млрд. Большую часть этих средств
компания направит на развитие двигательного и строительно-дорожного
дивизионов. Аналитики считают, что это правильная стратегия —
дорожное строительство в стране быстро растет, а производства
качественной техники до сих пор нет. Группа “ГАЗ” создана в
2005 г. на базе активов “Руспромавто”. В состав компании
входят ОАО “ГАЗ”, “Павловский автобус” (ПАЗ), Голицынский
автобусный завод (ГолАЗ), Канашский автоагрегатный завод (КАЗ),
Саранский завод самосвалов (СЗС), Ярославские заводы дизельной и
топливной аппаратуры, “Автодизель”, “Ликинский автобус”, КАвЗ и др.
Основной акционер — холдинг “Русские машины” Олега Дерипаски.
За девять месяцев 2006 г. выручка группы составила
73,979 млрд руб., чистая прибыль — 4,858 млрд руб.
До 2016 г. группа “ГАЗ” планирует ежегодно инвестировать в
развитие $300-400 млн, рассказал “Ведомостям” предправления
компании Эрик Эберхардсон. Впрочем, эти деньги будут выделяться при
условии, что бизнес будет оставаться рентабельным. Наибольший объем
инвестиций освоят в ближайшие годы. Около половины средств ГАЗ
намерен вкладывать в развитие двигателестроительного дивизиона,
отмечает Эберхардсон. Речь идет как о модернизации старых
продуктов, так и о приобретении новых. Также ГАЗ намерен делать
покупки внутри страны и за ее пределами с целью получения
недостающих технологий или закрытия пробелов в продуктовой линейке.
Кроме того, значительные суммы будут вложены в развитие
строительно-дорожного дивизиона, который сейчас не производит
полной гаммы продукции. Благодаря этим инвестициям и модернизации
всей продуктовой линейки уже в 2011 г. выручка группы “ГАЗ”
должна превысить в $11 млрд, а рентабельность по EBITDA будет
на уровне 12%. Финансировать масштабную инвестпрограмму ГАЗ намерен
за счет собственных средств и кредитов, замечает Эберхардсон. На
прошлой неделе ГАЗ сообщил о привлечении синдицированного кредита
на $100 млн у западных банков. К концу следующего года группа
будет готова к размещению акций на международных биржах, но этого
может и не потребоваться, отмечает Эберхардсон. Этот год прошел у
ГАЗа под знаком крупных приобретений. В апреле компания купила
оборудование DaimlerChrysler для производства Chrysler Sebring и
Dodge Stratus, в июне ГАЗ договорился с Renault Trucks о покупке
лицензии и оборудования по производству дизельного двигателя DCi11,
соответствующего нормам “Евро-3” и “Евро-4”. В июле “дочка”
ГАЗа — GAZ International купила британскую LDV Holdings,
которая производит коммерческие автомобили Maxus. А в ноябре был
подписан меморандум о стратегическом сотрудничестве с Magna:
100%-ная “дочка” “Русских машин” — RM Systems создаст с
Magna несколько СП по производству пластмассовых деталей, модулей
интерьера и экстерьера, а также штамповке и сборке кузовных узлов и
деталей. Аналитик “Метрополя” Александр Жуков считает, что
ГАЗу следует развивать сегменты, не охваченные ранее, —
производство строительно-дорожных машин и спецтехники. Пока этот сектор в России представлен очень слабо, а
активность иностранных автопроизводителей сосредоточена на
организации в России производства легковых автомобилей. Поэтому у
ГАЗа есть время застолбить эту нишу. Другими перспективными
вложениями Жуков называет производство двигателей и разработку
новых моделей коммерческих автомобилей. Денис Горев,
аналитик ИК “Финам”, добавляет, что дорожное строительство в России
растет, а парк крайне изношен.