«М.Видео» не полагалась на идею непреходящей
ценности недвижимости и помещения под свои магазины арендовала.
Встретив кризис без тяжелых долгов, компания чувствует себя лучше
многих конкурентов
Сергей Кашин
По мнению аналитика инвестиционной финансовой
компании «Метрополь» Марии Сулимы, сеть «М.Видео», как и все
компании этого сектора, довольно серьезно пострадала от кризиса.
Спад продаж начался в 2009-м: сопоставимые продажи в рублях (без
учета новых магазинов сети) за девять месяцев 2009 года снижение
превысило 10% по сравнении с соответствующим периодом 2008 года. Но
средний чек остался почти таким же, как в лучшие времена. Это
означает, что покупатели не перешли на приобретение более дешевых
товаров либо стали покупать больше — просто самих покупателей
оказалось меньше.
Но все-таки «М.Видео» удалось падать медленнее,
чем остальным игрокам в секторе. Одна из наиболее вероятных причин,
по которым спрос на бумаги этого акции превышал предложение,
состоит в том, что за кризисный год компания смогла увеличить свою
долю на рынке: теперь она номер один по объему продаж. Успехам
«М.Видео» на рынке (и привлекательности для инвесторов)
способствовала и низкая долговая нагрузка компании. Менеджерам
«М.Видео» не пришлось ломать голову над тем, как достать деньги для
расчета с кредиторами, как удержать ассортиментную матрицу и где
взять денег на развитие. «У нас очень маленькая доля помещений,
находящихся в собственности,— предпочитаем арендовать. Недвижимость
не наш бизнес, мы не кредитовались под это. Поэтому и долг
небольшой»,— объясняет генеральный директор «М.Видео» Павел Бреев.
После выплат в начале 2009 года долг компании практически равен
нулю, составляя 0,1% от EBITDA.
Как считает Мария Сулима, негативная
тенденция спада покупательского потока пока не переломлена. Ведь
компания торгует товаром не первой необходимости и стала заложницей
общего снижения спроса. Возвращение покупателей в «М.Видео»
начнется одновременно с оживлением всего среднего ценового сегмента
на потребительском рынке. То есть когда покупатели из продуктовых
дискаунтеров вновь придут в супермаркеты.