1. Как оценить стоимость брокерского бизнеса? Из
чего складывается его суммарная оценка и каков вес каждой
составляющей: клиентов, команды, бренда? Какие еще активы
учитываются и каким образом?
2. Какие тенденции по покупкам/продажам
бизнесов, на Ваш взгляд, будут складываться в данном сегменте в
ближайшее время в России? Какие факторы могут способствовать данным
тенденциям?
Наталья Анненская
заместитель директора по корпоративному управлению ООО «ИФК
«МЕТРОПОЛЬ», доцент кафедры «Финансовые рынки и финансовый
инжиниринг» Финансового университета при Правительстве РФ
1. Стоимость брокерского бизнеса
весьма волатильна, так как его основу составляют две команды:
менеджеры компании (сейлзы в качестве нападающих и остальные фигуры
на поле) и клиенты, которых приведут сейлзы. При этом оба «состава»
очень подвижны и чувствительны к изменениям операционной среды —
как внутренней, так и внешней. Материальные активы в брокерском
бизнесе занимают незначительную долю (требования к капиталу
брокерских компаний ниже, чем к капиталу банков). Оборудование для
брокерской компании — столы, стулья, компьютеры, телефонные
аппараты и оргтехника. При такой бизнес-модели основные затраты —
это арендная плата (или собственное помещение), оплата труда
сотрудников. Большое значение имеет бренд. Но под знамена бренда
легче (сиречь дешевле) собрать команду. Из дополнительных факторов
я бы отметила стоимость капитала, который использует брокерская
компания. Работать без собственного капитала практически
невозможно. Собственные позиции (при серьезном позиционировании на
рынке в качестве полносервисного конкурентоспособного брокера)
необходимы. Их величина зависит от масштаба бизнеса. А вот какой
капитал использует брокер — вопрос. Зная спекулятивный характер
нашего брокерского бизнеса, с большой долей уверенности
предполагаю, что не весь используемый капитал — собственный, есть и
привлеченный. Его цена зависит от многих факторов и тоже весьма
чувствительна. Еще один важный момент — членство в профессиональных
организациях, биржах и т. д. Это стоит денег, но в России «входной
билет» не столь дорог. Резюме: покупая брокерский бизнес, вы не
можете быть уверенны, что купили именно то, что оценивали, — люди
склонны менять и место работы, и брокера, и даже prime-broker. Я бы
сказала, что проблема не в том, чтобы купить брокерский бизнес, а в
его удержании на достигнутом уровне.
2. Тенденция «брокерский
бизнес-соло» — это из области фантастики. Наиболее вероятна
консолидация с универсальными финансовыми институтами (банками и
финансовыми группами), при этом возможны варианты с потерей
самостоятельности и юрлица («Тройка Диалог» и Сбербанк) или с его
сохранением, но вхождением в группу. Также можно ожидать
альтернативы, правда, пока мало освоенной, — переформатирование
разнородных бизнесов в фонд прямых инвестиций и функционирование
уже в составе одного из бизнесов фонда. Но тенденция одна —
консолидация с тем, у кого есть более широкая клиентская база,
каналы сбыта и более дешевые ресурсы. Факторы, способствующие
этому, известны: потеря клиентами «аппетита» к риску,
распространение инструментов прямого доступа, изменение
операционной среды, прежде всего на глобальных
рынках.
http://www.rcb.ru/rcb/2012-06/149488/