Фрадков оценил беды РоссииПотери от неразвитости автодорог - 500
млрд. рублей
Артур Саруханов
Ежегодные потери России, связанные с
неразвитостью сети автодорог, оцениваются в 450--500 млрд. рублей.
Такие цифры привел вчера премьер-министр Михаил Фрадков. По его
словам, для развития национальной сети автодорог необходимо долевое
участие государства и частных инвесторов. Между тем, по словам
экспертов, инвесторы готовы вкладываться лишь в платные дороги. В
России необходимо развивать сеть национальных автодорог. По словам
премьер-министра Михаила Фрадкова, ежегодные потери и упущенная
выгода, связанные с недостаточной развитостью сети автодорог,
составляют 450--500 млрд. рублей. Панацеей от всех бед в
Министерстве транспорта считают строительство платных дорог.
Озвученные российским премьером цифры аналитики оценивать не
берутся, заявляя лишь, что "премьеру виднее, чего лишается
государство". По словам Алексея Языкова, аналитика ИГ "Атон",
"из-за неразвитости дорожной инфраструктуры бизнес сегодня не
столько теряет, сколько не получает. Доставка грузов по стране
существенно замедляется из-за неразвитости дорог, инфраструктуры на
станциях загрузки-разгрузки, отсутствия складских помещений".
Характерно, что ежегодные потери из-за недоразвитости отечественных
дорог сопоставимы с объемом инвестиций, необходимых для реализации
разработанной в Минтрансе РФ Транспортной стратегии до 2025 года.
По оценкам министерства, для реализации стратегии необходимо в
среднем 600 млрд. рублей в год, которые на четверть будут поступать
из бюджета и еще на три четверти - от частных транспортных компаний
и банков. В прошлом же году на развитие и содержание опорной
автодорожной инфраструктуры было израсходовано 174,6 млрд. рублей.
Как заявил Газете директор департамента автомобильного транспорта
Минтранса Александр Колик, частные инвесторы не торопятся к участию
в дорожной авантюре. "Прибыль от таких проектов для частных
инвесторов возникает лишь тогда, когда это проект
частно-государственного партнерства, когда существует гарантия
возврата вложенных средств и получения дополнительной прибыли. В
Транспортной стратегии прибыль предусмотрена в виде платных дорог и
мостов", - сказал Колик. Напомним, в начале этого месяца Минтранс
принял решение о создании специальной рабочей группы по разработке
механизма привлечения инвестиций для строительства платных дорог
под руководством замминистра Александра Мишарина. Сейчас в
министерстве активно обсуждается механизм привлечения денег с
помощью создания ОАО. Предполагается, что предприятие будет не
только занимать деньги у банков и других инвесторов, но и
привлекать средства на рынке, выпуская ценные бумаги. А управляющие
компании, созданные для реализации проекта, займутся
непосредственно строительством.
Платные автомобильные дороги в странах с
развитой сетью автомобильных дорог (Франция, США, Италия)
составляют не более 1,5--3% от общей протяженности дорожной сети на
участках с высокой интенсивностью движения (свыше 70 тыс.
автомобилей в сутки). В то же время Россия испытывает острую
необходимость в развитии сети автодорог, общая потребность в
которой составляет 1,5 млн. км при существующих 598 тыс. км.
Согласно расчетам транспортного министерства, максимальный размер
платы за проезд не будет "превышать расчетной экономии, достигаемой
при проезде по платной дороге в сравнении с бесплатным
альтернативным маршрутом". То есть в таксу разработчики включат все
налоги, которые могли бы уйти из кармана налогоплательщиков на
поддержание конкретной дороги, затраты автовладельцев на ремонт
машины, которая пришла бы в негодность от разбитых дорог. Как
считают эксперты, распределение финансирования дорожного
строительства по Транспортной стратегии между государством и
частными компаниями и банками в пропорции 1/4 позволит инвестициям
"не свернуть по дороге". "Компании будут пристально смотреть
за вложенными средствами вплоть до их полной окупаемости. Тем более
что часть средств они позаимствуют у международных финансовых
институтов", - сказал Газете Денис Нуштаев, аналитик ИФК
"Метрополь".