“АвтоВАЗ” может позаимствовать платформу у
Renault
Юлия Федоринова, Глеб Столяров, Дмитрий
Симаков
Как стало известно “Ведомостям”, французский
концерн Renault мог бы не только снабдить “АвтоВАЗ” новой
автомобильной платформой, но и купить небольшой пакет акций
российского автозавода. Переговоры об этом ведутся со времен
Владимира Каданникова. Впрочем, нынешний менеджмент “АвтоВАЗа”
может оказаться менее сговорчивым и эти планы расстроятся,
предупреждают эксперты и источники “Ведомостей”. В 2005 г.
“АвтоВАЗ” произвел 721 500 машин. Выручка по РСБУ в 2005 г.
составила 132,5 млрд руб., чистая прибыль – 1,4 млрд руб. 64% акций
завода принадлежит его же “дочкам”. В конце декабря 2005 г.
предприятие перешло под управление ФГУП “Рособоронэкспорт”. Renault
в прошлом году продал 2,5 млн автомобилей. Выручка за 2005 г. –
41,34 млрд евро. Чистый доход – 3,37 млрд евро (в том числе 1,825
млрд евро дохода на акции Nissan и 322 млн евро на акции Volvo).
“Renault хочет [получить] пакет акций “АвтоВАЗа”, — сообщил
“Ведомостям” бизнесмен, знакомый с руководством “АвтоВАЗа” и с
деталями переговоров. Это “Ведомостям” подтвердили и два других
источника, близких к совету директоров “АвтоВАЗа”. По словам одного
из них, переговоры об участии Renault в капитале завода начались
еще в то время, когда “АвтоВАЗ” возглавлял Владимир Каданников.
Renault нацелился на небольшой пакет — не более 20%,
продолжает собеседник “Ведомостей”. Но это, по его словам, была бы
лишь часть сделки. Обсуждалось, чтобы Renault предоставил
“АвтоВАЗу” новую автомобильную платформу, поставлял бы в Тольятти
двигатели, а впоследствии локализовал и их производство.
Рассматривалась даже возможность переноса производства Renault
Logan, который сейчас собирают на московском заводе “Автофрамос”, в
Тольятти, заключает собеседник “Ведомостей”. Представитель Renault
Ольга Сергеева и пресс-секретарь совета директоров “АвтоВАЗа” Иван
Скрыльник не стали это комментировать. Сергеева лишь подтверждает,
что группа специалистов из французского автоконцерна по приглашению
“АвтоВАЗа” сейчас находится в Тольятти и изучает возможности
технического сотрудничества между двумя компаниями. Гости
составляют технико-экономическое обоснование проекта, подсчитывают
рентабельность, уточняет Сергеева. А Скрыльник, в свою очередь,
говорит, что “АвтоВАЗ” изучает опыт Renault в управлении
производством и использовании новых технологий. Комментировать
прочие детали переговоров представители “АвтоВАЗа” и Renault
отказались. И у “АвтоВАЗа”, и у Renault уже есть партнеры по
выпуску автомобилей — General Motors и правительство Москвы. В
столице все идет благополучно, чего не скажешь о GM и
“АвтоВАЗе”. С появлением “Рособоронэкспорта” на “АвтоВАЗе” завод
несколько раз пересматривал цены на машкомплекты для СП и до апреля
не поставлял комплектующие для Chevrolet-Niva, рассказывают дилеры
СП. А в понедельник GM подписал соглашение с Минэкономразвития
о строительстве своего собственного завода в Санкт-Петербурге, где
будет собирать Chevrolet Captiva. “АвтоВАЗ” объявил, что к
2020 г. поставит на конвейер 12 новых моделей, некоторые
из которых создадут на платформе иностранного автомобиля. В
качестве партнеров еще в начале года менеджмент автозавода называл
Renault, Fiat и DaimlerChrysler. Скрыльник подчеркивает, что
“АвтоВАЗ” по-прежнему ведет переговоры с несколькими
автоконцернами. Министр правительства Москвы Евгений Пантелеев в
курсе, что Renault обсуждает с “АвтоВАЗом” создание новых моделей,
но убежден, что их возможное сотрудничество никак не отразится на
партнерстве с Москвой. Аналитик “Метрополя” Александр Жуков
считает Renault подходящим партнером для “АвтоВАЗа”. “Французы
могли бы пристроить старые разработки и получить за это деньги, а
также могли бы контролировать процесс, войдя в состав акционеров
тольяттинского завода”, — рассуждает он. Директор
питерского “Автомира” Виталий Новиков думает, что “АвтоВАЗ” может
позаимствовать у Renault платформу, на которой сейчас собирается
Megane II. Но у экспертов есть сомнения в том, что переговоры
увенчаются успехом. Кирилл Чуйко из “Уралсиба” напоминает, что у
“АвтоВАЗа” пока нет четкой стратегии развития, а пример с
GM показывает, что у менеджмента завода нет большого желания
сотрудничать с иностранцами. Два источника, близких к “АвтоВАЗу”,
подтверждают, что руководство завода не в восторге от идеи
привлечения стратегического инвестора, и ведут переговоры потому,
что ищут путь развития для автозавода.