Юлия Федоринова
“Северсталь-Авто”, в 2004 г.
продемонстрировавшая рекордную рентабельность, в прошлом году не
смогла удержать ее на прежнем уровне. Рентабельность компании по
EBITDA в 2005 г. упала на 1% до 13,6%, но
“Северсталь-Авто” по-прежнему остается самой прибыльной в
отечественном автопроме, и скорее всего такой и останется. Ведь в
отличие от конкурентов — “АвтоВАЗа”, ГАЗа и “Камаза” —
“Северсталь-Авто” сделала ставку на сборку иномарок — Ssang
Yong, Fiat и Isuzu. В “Северсталь-Авто” входят Ульяновский
автомобильный завод (УАЗ), Заволжский моторный завод (ЗМЗ) и Завод
микролитражных автомобилей (ЗМА). 49,3% акций компании принадлежит
главе “Северсталь-групп” Алексею Мордашову, еще 8,7% – гендиректору
“Северсталь-Авто” Вадиму Швецову, 36,96% – в свободном обращении,
еще около 5% – у физлиц. В 2005 г. компания продала 70 310 “УАЗов”,
пять – Ssang Yong Rexton, около 31 000 машин “Ока” и 249 997
двигателей. Вчера “Северсталь-Авто” опубликовала консолидированную
отчетность по МСФО за 2005 г. В прошлом году выручка компании
выросла на 17,5% до $938 млн, EBITDA — на 9,4% до
$128 млн, а чистая прибыль за вычетом доли миноритарных
акционеров УАЗа и ЗМА — на 15% до $54 млн. Такой
рост показателей в “Северсталь-Авто” объясняют началом продаж
новой, более дорогой модели “УАЗ” — UAZ-Patriot (стоит от
$15 579), а также снижением издержек внутри группы. Но
рекордной рентабельности, достигнутой “Северсталь-Авто” в
2004 г., повторить не удалось. Тогда рентабельность компании
по EBITDA выросла почти на 2% и составила 14,6% —
примерно столько же, сколько у Toyota, а по итогам 2005 г.
упала до 13,6%. Это произошло из-за того, что ЗМЗ некоторое время
не поставлял двигатели на ГАЗ, считает аналитик “Уралсиба” Кирилл
Чуйко. Он напоминает, что в январе ЗМЗ прекратил поставки
двигателей на ГАЗ, а “Волжские моторы” (контролируются управляющей
компанией ГАЗа — “Руспромавто”) в ответ прекратили поставки
моторов на УАЗ. Аналитик Deutsche UFG Елена Сахнова добавляет, что
к падению рентабельности привела и консолидация акций ЗМА на
балансе “Северсталь-Авто”. Ведь рентабельность ЗМА по EBITDA
составляет всего около 6%. Эксперты единодушны в том, что в целом
прошлый год для “Северсталь-Авто” сложился удачно. Выручка и
другие финансовые показатели выросли гораздо больше, чем у ГАЗа,
“АвтоВАЗа” или “Камаза”, отмечает аналитик “Метрополя” Александр
Жуков. А рентабельность осталась самой высокой в
отечественном автопроме, констатирует Сахнова. По ее оценке,
рентабельность ГАЗа по EBITDA в 2005 г. составила около 10%,
“Камаза” — около 5,2%, а “АвтоВАЗа” — 9,7%. Сейчас
“Северсталь-Авто” — единственная российская
автомобилестроительная компания, акции которой Deutsche UFG
рекомендует покупать своим клиентам. Самой привлекательной в
автопроме эту бумагу считают и в “Уралсибе”. Свою роль в этом
играют высокие дивиденды. Вчера компания объявила, что по итогам
2005 г. выплатит своим акционерам 32% от чистой
прибыли — 479,7 млн руб. По итогам 2004 г. дивиденды
были даже больше — 625,8 млн руб., или 50% от чистой
прибыли. “Но в этом году нам нужны деньги на инвестпроекты”, —
говорит представитель “Северсталь-Авто”. В частности, в дополнение
к Rexton компания может начать выпуск еще двух моделей Ssang
Yong — Kyron и Actyon и потратить около $18 млн на запуск
в производство Fiat Palio и Albea. “Старт этих проектов еще
больше укрепит позиции "Северсталь-Авто", ведь сборка автомобилей
намного рентабельнее, чем их производство”, — напоминает
аналитик “Метрополя” Александр Жуков. В 2006 г. эффект
от сборочных проектов на ЗМА будет не так заметен, поскольку
автомобилей Rexton будет выпущено всего около 5000, а выпуск
остальных моделей только начнется, но тратится на поддержание
производства на ЗМА все равно придется, замечает Сахнова. По ее
мнению, серьезного роста прибыли “Северсталь-Авто” можно ждать с
2007 г.