Крупнейший в России морской портовый холдинг -
группа "Новороссийский морской торговый порт" (НМТП) планирует
провести вторичное размещение (SPO) принадлежащих государству 20%
акций компании, передает Reuters со ссылкой на источники, знакомые
с планами размещения.
Встречи с инвесторами начнутся 30 октября
2012г., закрытие сделки планируется 7-8 ноября с.г. Площадками для
размещения выбраны Лондон и РФ. При этом не уточняется, какой объем
средств РФ рассчитывает привлечь в ходе SPO. Сейчас 20% НМТП стоят
в Лондоне 346 млн долл. Организатор размещения - UBS.
Продажа госпакета пройдет в соответствии с
утвержденной правительством РФ 25 октября программой приватизации.
Ранее президент России Владимир Путин и премьер Дмитрий Медведев
высказывались о принципах проведения приватизации. "Новая
приватизация должна быть принята российским обществом, то есть она
должна быть понятной, честной и справедливой. Она должна быть
основана на открытой конкурентной продаже государственных активов,
причем лучшему покупателю и по реальной цене", - отмечал ранее
В.Путин, выступая на ПМЭФ в июне 2012г.
Рынок с оптимизмом ожидает предстоящее
размещение госпакета, так как акции порта недооценены, у него
хорошие показатели и перспективы, спрос на российские портовые
активы сейчас высок. Успех размещения будет иметь знаковый характер
для успешного начала приватизационной программы в целом, отмечают
опрошенные РБК аналитики.
Главный редактор справочника "Российский
транспорт" Алексей Екимовский считает, что SPO будет успешным. "В
любом случае, этот пакет в руках государства не приносит никакой
пользы и совершенно неэффективен. Судя по интересу инвесторов к
подобным активам (недавние сделки Globaltrans), сейчас самое
подходящее время. Лучше всего продавать сейчас", - считает
А.Екимовский.
Как сообщил агентству Reuters один из
потенциальных участников SPO, "мы надеемся, что при размещении
будет дисконт по отношению к рынку, но считаем, что НМТП покажет
лучшую капитализацию: порт имеет хорошие перспективы роста
выручки". В результате размещения будет снята неопределенность в
отношении миноритарного пакета, принадлежавшего государству, что
также должно будет положительно сказаться на его капитализации,
считает он.
"Инфраструктурный сектор сейчас на подъеме,
среди иностранных инвесторов к нему есть интерес, - цитирует
агентство источник в финансовых кругах, знакомый с деталями
предстоящей сделки. - Они даже жалуются, что в этой отрасли в
России недостаточно объектов для инвестиций".
По его словам, акции НМТП должны пользоваться
хорошим спросом, поскольку российский рынок перевалки как
нефтепродуктов, так и сухих и контейнерных грузов, на которых НМТП
занимает серьезную долю на юге России, растет стабильными темпами и
сохраняет высокие показатели доходности.
Об интересе инвесторов к сектору инфраструктуры
и транспорта свидетельствуют последние рыночные сделки с акциями
"Глобалтранса", этот сектор очень популярен, говорит еще один
возможный участник SPO.
По информации источников, знакомых с планами по
размещению, UBS уже получил большое количество предварительных
заявок о заинтересованности в участии в размещении от ряда
крупнейших европейских, ближневосточных и российских фондов. "Уже
сейчас можно говорить о большом интересе со стороны инвесторов. На
сегодняшний день мы продолжаем получать заявки со стороны
потенциальных покупателей, нет сомнений, что книга заявок будет
переподписана", - сказал источник.
Старший аналитик ИФК "Метрополь"
Андрей Рожков считает, что сейчас акции НМТП стоят ниже своего
справедливого уровня, соответственно потенциал этих акций
существует и бумага могла бы быть продана с премией к
рынку.
Весной текущего года интерес к госпакету
высказывала "Роснефть", но сейчас, по мнению экспертов, ей явно не
до этого. К тому же все понимают, что продажа госпакета "Роснефти"
- это не приватизация в том смысле, который в это вкладывают
президент, премьер и инвесторы. "Госкомпании и их структуры не
смогут участвовать в приватизации Новороссийского морского
торгового порта. Существует единая позиция в правительстве,
запрещающая госкомпаниям покупать актив", - ранее высказывался
первый вице-премьер Игорь Шувалов.
Интерес к пакету проявляла и группа "Сумма"
Зиявудина Магомедова. Представитель компании сообщил РБК, что
"Сумма" поддерживает приватизацию госпакета и продажу в рынок, "так
как компания как акционер заинтересована в большей ликвидности
акций НМТП". Решение компании об участии в покупке акций будет
определено в ходе размещения. "Мы посмотрим, какая будет цена, и
исходя из этого решим, какое количество акций мы готовы купить", -
отметил представитель "Суммы".
Источник в банковских кругах сообщил РБК, что
"Сумма" вряд ли будет претендовать более чем на 3-5% акций. "Им
достаточно имеющейся у них доли для операционного контроля и
проведения всех изменений, которые они анонсировали в мастер-плане,
ранее поддержанном инвесторами, так что борьба за более
значительный пакет не в их интересах", - сказал источник.
Группа НМТП объединяет следующие стивидорные
компании: ОАО "Новороссийский морской торговый порт", ООО
"Приморский торговый порт" (с 2011г.), ОАО "Новороссийский зерновой
терминал", ОАО "Новороссийский судоремонтный завод", ОАО "Флот
НМТП", ОАО "Новорослесэкспорт", ОАО "ИПП" и ООО "Балтийская
стивидорная компания". Акции НМТП котируются на российской бирже, а
также на Лондонской фондовой бирже в форме глобальных депозитарных
расписок (1 GDR соответствует 75 акциям). 50,1% акций ОАО "НМТП"
принадлежит компании Novoport Holding Ltd., бенефициарами которой
являются OAO "АК "Транснефть" и Зиявудин Магомедов (группа
"Сумма"). Госпакет в НМТП составляет 20% акций, еще 5% акций
принадлежит ОАО "Российские железные дороги". Чистая прибыль группы
НМТП по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) за
первое полугодие 2012г. снизилась на 36,6% - до 141 млн долл.,
выручка группы составила 541,073 млн долл. (+9,5%).
http://top.rbc.ru/economics/29/10/2012/822379.shtml