Мария Киселева
Министерство промышленности и торговли предлагает правительству
оказать господдержку российским производителям инновационных
вагонов. Как сообщает источник «Известий» в правительстве, спрос на
инновационые вагоны хотят поддержать путем субсидирования из
госбюджета части процентной ставки по кредитам на их покупку.
Эксперты поясняют, что вся инновационость новых вагонов заключается
в увеличении полезной нагрузки на 1,5 тонны, а целью Минпромторга
является защита российских вагоностроителей от их украинских
конкурентов.
Крупнейшим в России производителем грузовых вагонов является
«Уралвагонзавод», в 2011 году он произвел 22,5 тыс вагонов.
Ближайший конкурент в России – ОАО «Алтайвагон». С отечественными
предприятиями конкурируют украинские производители – мариупольский
«Азовмаш» (16,4 тыс. вагонов) и Крюковский ВСЗ (10,4 тыс. вагонов).
В прошлом году на украинские вагоны пришлось около 40-50%
российских закупок новых вагонов.
Как пояснил гендиректор УК «Локомотивные технологии» Алексей
Белинский, «инновационность» новых вагонов заключается в повышенной
грузоподъемности.
– У используемых сегодня на отечественных железных дорогах
грузовых вагонов нагрузка на ось не превышает 23,5 тонны, а
инновационные вагоны разрабатываются с осевой нагрузкой до 25 тонн.
В итоге инновации в грузовом вагоностроении сводятся в большинстве
своем к снижению веса тары вагона и увеличению его полезной
грузоподъемности, – отмечает Белинский.
По словам Алексея Белинского, инновационные вагоны могут собирать
практически все производители. Но серьезно инвестируют в такое
новое вагоностроение только «Уралвагонзавод», Тихвинский завод
группы «ИСТ» и группа «Промтракторвагон». В частности, из
инвестиционного бюджета «Уралвагонзавода» объемом 3,1 млрд руб, 2,7
млрд в 2011 году было направлено на создание современных образцов.
Инновационными вагонами занимаются и другие компании. В марте 2012
года производство инновационных вагонов в Ивановской области начал
строить грузовой оператор «ЖелДорЭкспертиза». В компании напомнили,
что завершение работ по организации полного технологического цикла
планируется в конце 2014 года. На первоначальном этапе
предполагается инвестировать в проект более 800 млн рублей.
Однако, по словам аналитика ИФК «Метрополь» Андрея Рожкова, акцент
на инновации может быть лишь занавесом.
– Объяснение, что нужно спонсировать инновационные
вагоны, является прикрытием того, что российским заводам тяжело
конкурировать с украинцами, – поясняет Андрей Рожков.
Повышение конкуренции на рынке объясняется снижением или стагнацией
спроса. В начале августа были опубликованы данные рейтинга
вагоностроительных и операторских компаний Infoline Rail Russia
Top, из которого следовало, что в I полугодии 2012 года снизился
объем продаж грузовых вагонов и резко снизилась выручка
производителей. Снизилась и активность на рынке финансового лизинга
вагонов, в частности, у двух крупнейших компаний, – «ВТБ-лизинг» и
«ВЭБ-лизинг». Сократили или вовсе прекратили закупки
«Спецэнерготранс», Rail Garant, «Мечел-транс», «ММК-транс»,
«Нефтетранссервис» и Первая грузовая компания.
На падение спроса указывает и Андрей Рожков.
– Российские заводы загружены заказами, но в этом году происходит
некоторое насыщение рынка и объемы производства растут не такими
темпами, как в 2010-2011 годах, – считает
эксперт.
Источник в Минпромторге не смог назвать сроки, в которые должно
быть принято решение по этому предложению. Однако в стадии
реализации находятся и другие меры, направленные на вытеснение с
российского рынка продукции украинских вагоностроителей. В
частности, в начале июня более 20 заводов России, Беларуси и
Казахстана во главе с «Уралвагонзаводом» создали саморегулируемую
организацию (СРО). Ожидается что СРО будет нацелена на максимальное
ограничение поставок в Россию украинских вагонов, производители
которых остались за бортом СРО вагоностроителей.
http://izvestia.ru/news/537031#ixzz28gm29Wia