Николай Кащеев, главный аналитик
казначейства Сбербанка РФ:
— Многие компании IT-сектора преувеличивают
возможности для продолжения расширительного роста с сопутствующим
высоким ростом прибыли. Работа компаний этого сектора экономики
основана на интеллектуальной собственности, но ее оценка быстро и
сильно устаревает. Поэтому невозможно поручиться за то, что
имеющаяся у компаний интеллектуальная собственность позволит и в
дальнейшем извлекать доходы. Весьма показательны примеры компаний
Yahoo! и Nokia, которые когда-то были лидерами в отрасли, а в
настоящее время стремительно "сдуваются". На рынке высокая
конкуренция, постоянно появляются новые игроки, и компаниям трудно
поддерживать большую маржу.
Нынешняя капитализация IT-сектора во многом
зависит от стоимости бренда и персональных качеств стаффа
(персонала.— "Деньги"). Весьма показателен в этом отношении пример
Стива Джобса, информация о болезни которого вызывает существенные
колебания акций Apple.
Существующее соотношение между капитализацией и
прибылью IT-компаний также является признаком пузыря.
Постиндустриальное общество получило удар, выразившийся в дефиците
торговых операций и высокой безработице. Гламур не заменит базовых
производств.
Илья Федотов, начальник управления
анализа рынка акций "Велес Капитала":
— Капитализация и прибыль в IT-секторе разнятся
в десятки и сотни раз. Это очень большой разрыв. Рынок
перегревается. Но одно дело, когда речь идет об Apple и Google,
капитализация которых подтверждается производством товаров или
финансовыми показателями. Совсем другой разговор, когда на рынок
выходят Groupon, LinkedIn, социальные сети: они могут быть
технически даже убыточными, но ожидают многомиллиардной оценки.
Такая цена не подтверждена ни финансовыми показателями, ни темпами
роста.
Марк Рубинштейн, директор аналитического
департамента ИФК "Метрополь":
— Учитывая нынешнюю турбулентность
на рынках, компаниям IT-сегмента не избежать коррекции, но
пострадают они меньше компаний из традиционных секторов экономики.
Кризис не несет значительных рисков для IT-бизнеса, у него нет
необходимости в макроэкономическом росте. В случае нового витка
кризиса использование интернета не снизится, скорее даже наоборот —
возрастет. Кризис 2008 года это
продемонстрировал.
Сергей Михайлов, директор
инвестиционно-торгового департамента Абсолют-банка:
— Ценовые уровни акций зарубежных
интернет-компаний, на наш взгляд, завышены. Покупать их бумаги
сейчас довольно рискованно, учитывая непредсказуемую ситуацию на
финансовых рынках. Российские же интернет-компании стоит оценивать
не в общей массе, а индивидуально. В долгосрочной перспективе —
начиная от года — их акции выглядят привлекательно и будут уместны
в инвестиционных портфелях. Если же рассматривать покупку на
короткий период, то здесь высок риск убытков.
http://www.kommersant.ru/doc-y/1775963