Евгения Корытина
«Газпром» ищет новые способы выхода на газовый
рынок США. Монополия готова заняться производством нетрадиционных
видов топлива. Как передает Bloomberg, заместитель председателя
правления компании Александр Медведев заявил вчера в Варшаве, что
«Газпром» изучает возможность приобретения американской компании,
добывающей сланцевый газ. «Мы не против сланцевого газа. Он
открывает возможности расширения использования газа в производстве
энергии и в качестве топлива для транспортных средств», ─ отметил
г-н Медведев. Какой именно актив заинтересовал «Газпром», менеджер
не сообщил.
В планах «Газпрома» покорить рынок США в течение
ближайших десяти лет. Как заявлял ранее глава монополии Алексей
Миллер, к 2020 году 20% газового сегмента страны будет
контролироваться российской компанией. Препятствием на пути
«Газпрома» стало бурное развитие добычи сланцевого газа в США,
которое привело к резкому сокращению потребности страны в импортном
газе.
В 2009 году добыча сланцевого газа в стране
составила 80 млрд куб. м, и хотя, по заявлению Минэнерго США, цифра
может быть уменьшена на 10—12% из-за неточности методик подсчета,
показатели весьма внушительные. Эксперты и участники рынка
заговорили о революции на газовом рынке. Из-за переизбытка
предложения цены на голубое топливо упали до рекордно низких
значений. Газовым компаниям, в том числе «Газпрому», пришлось
предоставлять покупателями скидки, чтобы не потерять свою долю
рынка.
Впрочем, бурный рост не гарантировал рынку
нетрадиционного топлива стабильности и процветания. Уже в начале
2010 года «сланцевый пузырь» начал постепенно сдуваться. Крупнейшие
производители сланцевого газа в США отразили в своих отчетностях за
прошлых год серьезные убытки. Например, второй по величине
производитель природного газа в США, Chesapeake Energy Corp.,
специализирующаяся на сланцевом газе, в 2009 году получила убыток
5,8 млрд долл. при выручке 7,7 млрд долл.
Для «Газпрома» приобретение компании
─ производителя сланцевого газа в США ─ это потеря денег, уверен
аналитик ИФК «Метрополь» Александр Назаров. Многие такие компании
сейчас находятся в достаточно плохом долговом состоянии и терпят
серьезные убытки, отмечает эксперт. «Данная покупка будет скорее
для «галочки», попыткой занять хоть какую-то нишу на рынке США», ─
считает г-н Назаров.