Ольга Долгова
Популярность мяса птицы растет по всему миру, Россия не
исключение
По данным международного консалтингового агентства
GIRA, занимающегося
изучением рынков мясной продукции, к 2020 году мясо птицы станет
более
популярным, чем свинина - сегодняшний лидер. Эксперты отмечают рост
спроса
на курицу и в России, сегодня объемы ее продаж сопоставимы с
продажами
свинины. А вот потребление говядины продолжает падать, что
отрицательно
сказывается на состоянии далеко не благополучного сегодня рынка
КРС.
Население планеты, по данным аналитиков, будет
употреблять в два раза
больше мяса птицы, чем свинины, которая сегодня считается самым
популярным
видом мяса в мире. Основная причина растущего спроса на птицу
-
относительно невысокая цена продукта по сравнению с ценами на
говядину или
свинину. По прогнозу аналитиков, резкое повышение потребительского
спроса
на мясо птицы будет особенно заметно на рынках США, Южной Америки,
России,
в странах Среднего Востока и Китая. При этом повышение спроса в США
будет
связано с увеличением численности населения; уже сегодня
среднестатистический американец потребляет в два раза больше мяса
птицы,
чем жители других стран. На фоне интенсивного развития
птицеводства
особенно плачевно выглядит рынок КРС.
Поддержка этой отрасли нужна не только в России, но и
в США, где
потребление красного мяса на душу населения с 1970 года
существенно
снизилось - с 94 фунтов на человека до 62 фунтов, согласно
данным
Американского мясного института. Потребление мяса в мире растет.
"В
основном рост потребления происходит за счет развивающихся стран,
Индии,
Китая, Бразилии, а также за счет арабских стран. Производство тоже
растет,
но оно не успевает за потреблением, - комментирует эксперт
департамента
оценки "2К Аудит - Деловые консультации / Morison
International" Петр
Клюев. - При этом рост производства неравномерный". В этом
году
производство мяса может вырасти на 2-2,5% в основном за счет Китая,
который
дает почти половину мирового производства свинины.
Вырастет производство курятины в Бразилии. "Если
говорить о потреблении
мяса на душу населения, то здесь лидируют США, Австралия и страны
ЕС", -
добавляет Петр Клюев. По мнению начальника аналитического отдела
ИК
"Риком-Траст" Олега Абелева, около 75% всего потребления мясной
продукции в
мире приходится на Японию, Корею, Иран и Египет.
Вместо говядины
Структура потребления по видам мяса в России за
последние годы заметно
изменилась. "В частности, существенно выросла доля мяса
птицы в суммарном
потреблении: с 27% в 2000 году до 39% в 2009 году. Одним из
факторов роста
популярности курятины стало растущее предложение охлажденного мяса
птицы, -
комментирует старший аналитик ИФК "Метрополь" Татьяна Бобровская. -
В то же
время доля говядины в объеме потребления за последнее время
заметно
снизилась: с 39% в 2000 году до 29% в 2009 году. Объем потребления
свинины
существенно не изменился, составив 34% и 32% соответственно". По
прогнозам,
в долгосрочном периоде в России в структуре потребления мяса
примерно по
35% будут занимать свинина и мясо птицы и около 30% -
говядина.
Петр Клюев отмечает, что
уже сегодня в структуре потребления мяса почти
равные доли приходятся на свинину и курятину (где-то по
35-37%),
потребление говядины уже составляет менее 30% и продолжает
снижаться. По
данным inFOLIO Research Group, наиболее популярным у
российских
потребителей является мясо птицы - его потребляют 87% населения
страны. Еще
71% включают в свой рацион свинину, 62% - говядину (по данным
исследований
других компаний - до 70%). "Очень важно, что не употребляют мясо и
мясные
продукты около 0,7% опрошенных (по данным других компаний - чуть
более 1%),
- рассказывает генеральный директор inFOLIO Research Group Олег
Клепиков. -
Главной тенденцией потребления мяса и мясной продукции можно
назвать
постепенное сокращение потребления говядины - на 16% за последние
четыре
года".
В УК "Финам Менеджмент" подтверждают постепенный рост
доли мяса птицы,
прежде всего курятины, в рационе россиян на фоне общего
снижения
потребления говядины. "Это связано с относительной дешевизной
куриного
мяса, что делает его одним из самых доступных продуктов -
источников
животного белка. Так, в период с 2000 по 2009 год доля мяса птицы
на
традиционном рынке мяса стабильно росла - с 27% до 39% от объема
рынка. В
перспективе мы ожидаем дальнейшего роста этого показателя - до 44%
в 2012
г. и 45% в 2018 г.", - комментирует аналитик УК "Финам Менеджмент"
Максим
Клягин. Напротив, высокая цена на говядину будет способствовать
тому, что
все большее количество россиян будет снижать ее долю в своем
рационе. "В
отношении свинины мы полагаем, что ее доля не претерпит
серьезных
изменений, хотя в долгосрочной перспективе мы считаем вероятным
небольшой
рост, в пределах 2-3 п.п.", - добавляет аналитик.
Едим больше
Основные тренды последних лет - существенное
увеличение спроса на фоне
роста экономик развивающихся стран и сокращение предложения в
результате
неблагоприятных климатических условий. Растущий спрос и
сокращение
предложения способствуют динамичному росту цен. "Динамика
потребления мяса
в России в последние годы демонстрирует стабильный рост. Так, за
последние
10 лет средний уровень потребления вырос более чем на 40% (в 2000
г. этот
показатель составлял 45 кг/чел./год), - комментирует Максим Клягин.
- Мы
полагаем, что этот рост продолжится и в будущем, причем даже
возможные
кризисные проявления в российской экономике вряд ли смогут
заставить
население страны сократить потребление мяса".
Показательным здесь является кризисный, 2009 г.,
когда, несмотря на
сокращение реальных располагаемых доходов населения, рост
потребления
составил 3% год к году. По прогнозам аналитика "Финам", в
долгосрочной
перспективе потребление мяса должно достигнуть как минимум нижней
границы
биологически обоснованной нормы. В настоящее время
рекомендованная
Всемирной организацией здравоохранения биологически обоснованная
норма
потребления мяса составляет не менее 75-80 кг в год на человека. В
России в
2009 г. на человека приходилось в среднем 64 кг мяса в год, что на
15% ниже
нижней границы нормы. "Уровень потребления мяса в современной
России
заметно отстает от соответствующих показателей большинства
развитых
государств. При более оптимистичном сценарии возможен возврат к
уровням
двадцатилетней давности (порядка 78 кг на человека в год) или даже
выход на
уровень стран с развитой экономикой", - считает Максим Клягин. По
данным
inFOLIO Research Group, на сегодняшний день доля российского рынка
мяса и
мясных изделий составляет не более 2% от общемирового.
Собственное
производство в прошлом году составило более 6,8 млн т,
продемонстрировав
устойчивый рост, импорт - около 3 млн т. "Собственное производство
в
течение последних пяти лет выросло на 18%, прежде всего за счет
мяса птицы
и свинины, в то время как доля импорта сократилась всего на 7%", -
отмечает
Олег Клепиков.
"Несмотря на сохраняющееся давление на АПК целого ряда
негативных
факторов, в том числе последствий кризиса и сокращения вала
зерновых в
прошедшем сезоне, ситуация в секторе животноводства в 2010 г.
оставалась
достаточно стабильной, а в ряде сегментов сохраняется выраженная
восходящая
динамика объемов производства, - рассказывает Максим Клягин. -
Основными
драйверами роста животноводческого комплекса выступают птицеводство
и
свиноводство (в КРС конъюнктура по-прежнему достаточно
сложная)".
Согласно данным ФСГС, производство скота и птицы (на
убой в живом весе)
выросло по итогам 2010 г. на 5,2% и составило 10 487 тыс. тонн. В
том числе
производство мяса птицы выросло на 10,8% и составило 3850,4 тыс.
тонн.
Производство свинины выросло на 6,4% и составило 3083 тыс.
тонн.
Производство КРС сократилось на 1,7% и составило 3018 тыс.
тонн.
Сильно зависимы
По мнению начальника аналитического отдела ИК
"Риком-Траст" Олега
Абелева, основная проблема в структуре потребительского рынка мяса
в России
в том, что неуклонно растет доля импортируемого мяса - сейчас
она
составляет почти 50% в среднем по всем видам мяса. "Если
рассматривать
ситуацию сегментированно, то наибольшая обеспеченность внутреннего
рынка
наблюдается по мясу птицы, а наибольшая доля импорта заключается по
мясу
баранины и ягнятины, которая на 90% импортируется из Австралии и
Новой
Зеландии", - комментирует Олег Абелев.
В "Финам" называют значительно меньшую цифру. "На
сегодняшний день около
20-25% российского рынка мяса формируется за счет поступлений по
импорту (в
сфере готовой продукции зависимость еще выше - более 30%), -
отмечает
Максим Клягин. - Вместе с тем мы полагаем, что тренд последних лет
на
снижение импортозависимости в целом сохранится и в среднесрочном
горизонте
данный показатель удастся значительно улучшить".
По данным Института аграрного маркетинга доля
импортного мяса на
российском рынке в 2010 году составила 21%. Наибольшая
зависимость
сохраняется по говядине, доля импорта которой в 2010 году составила
около
27%, на импорт свинины в 2010 году пришлось около 21% против 23% в
2009
году. "Существенные результаты в части импортозамещения в силу ряда
причин
(в том числе государственной политики протекционизма) удалось
продемонстрировать прежде всего птицеводству (в 2010 г. импорт мяса
птицы в
натуральном выражении сократился на 40%), - комментирует аналитик
"Финам".
- На наш взгляд, в среднесрочной перспективе российское
птицеводство в
принципе может достигнуть уровня, при котором вполне вероятной
станет
реализация экспортного сценария".
Петр Клюев соглашается, что при сохранении
существующих тенденций роста
к 2013 году мы уже полностью обеспечим себя курицей, а свининой
где-то на
90%. По мнению Татьяны Бобровской, сокращение импорта свинины до
10% будет
возможно только к 2015-му. "Что касается импорта говядины, то
здесь
ситуация выглядит принципиально иначе. Внутреннее производство КРС
остается
низкорентабельным и неконкурентоспособным, что стимулирует рост
объемов
поступлений по импорту", - отмечает Максим Клягин.
Цикл производства говядины очень долгий (не менее 10
лет) и затратный.
"В итоге ситуация такова, что сейчас импортная говядина занимает
почти 40%
российского рынка", - считает Петр Клюев. Главными импортерами
по-прежнему
остаются Бразилия и Аргентина. Важными поставщиками можно
назвать
французские, немецкие, датские и испанские компании.