Татьяна Волчанова
Минский завод заинтересовал сразу две российские
компании: «Группу ГАЗ», входящую в холдинг «Русские машины», а так
же «КамАЗ», подконтрольную госкорпорации «Ростехнологии». По мнению
специалистов, сотрудничество белорусской компании с «КамАЗом» более
реально с финансовой точки зрения, в то время как деловые отношения
с «ГАЗом» могут оказаться более перспективными. Вместе с тем,
Минский автозавод безмолвно ожидает, чем окончится конкурентная
борьба между российскими автопроизводителями.
Официальное заявление о намерениях начать
сотрудничество с МАЗом сделал генеральный директор
машиностроительного холдинга «Русские машины» Александр Филатов. По
его словам, еще в сентябре на рассмотрение Белорусскому
правительству был отправлен пакет документов с вариантами
сотрудничества МАЗа с подконтрольной холдингу «Группой ГАЗ».
Гендиректор «Русских машин» так же сообщил, что для холдинга не
имеет принципиального значения формат сотрудничества, подчеркнув,
что деловые взаимоотношения с МАЗом составляют для российской
компании серьезный стратегический интерес.
Напомним, что в конце августа текущего года
звучали заявления от генерального директора белорусского
предприятия Александра Боровского относительно намерений «Группы
ГАЗ» выкупить 25% акций МАЗа. Из неофициальных источников так же
известно, что ГАЗ обсуждал с МАЗом и вариант передачи белорусского
автозавода в свое управление. По словам аналитика ИК «Тройка
Диалог» Михаила Ганелина, ГАЗ не имеет финансовой возможности для
покупки даже блокирующего пакета акций МАЗа, стоимость которого
оценена белорусским правительством в $2 млрд. А учитывая финансовое
положение ГАЗа ($530 млн. – капитализация компании против $1,2
млрд. долга), стоимость всей «Группы ГАЗ» практически равна
стоимости четверти минской компании.
Отметим, что «Ростехнологии» еще в начале года
обратилась к белорусской стороне с предложением объединить активы
МАЗа и «КамАЗа» через обмен акциями, на что российская сторона
получила отказ. В результате автокомпании сошлись на решении
создать совместное предприятие «Русбелавто» на паритетных условиях
(по 49,9% акций с каждой стороны плюс более мелкие автокомпании
отрасли). Обсуждение условий и деталей создания совместного
автомобильного производства было прервано, по словам главы
«Ростехнологий» Сергея Чемезова, «по политическим причинам».
Сравнивая возможности и предложения
российских компаний, аналитики указывают на борьбу между
«Ростехнологиями» и «Русскими машинами», а не «ГАЗа» и КамАЗа».
Ресурсы «Русских машин» вполне оправдывают желание выкупить актив
МАЗа, кроме того, сотрудничество ГАЗа и МАЗа обладает большим
потенциалом в силу разнапроффильности ассортиментных рядов
компаний, считает аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков.
Совместным стратегическим решением может стать и экспорт двигателей
с российского завода на МАЗ, отмечает он.
С другой стороны «КамАЗ» более уверенный и
необремененный долгом партнер, имеющий доступ к дешевым кредитам
госбанков, отмечает Михаил Ганелин, который может быть более
выгоден МАЗу с финансовой точки зрения.
http://www.arbatcity.ru/auto/575-za-aktivy-maz-voyuyut-gaz-i-kamaz.html