Toyota: made in Шушара
Радикальное снижение пошлин на ввоз в России
комплектующих для иномарок уже дало свои первые плоды. Японская
автомобилестроительная корпорация Toyota Motor Corporation (ТМС)
планирует начать в этом году строительство своего сборочного
производства в Ленинградской области. Вчера в Санкт-Петербурге
корпорация Toyota объявила о строительстве в промзоне Шушары завода
по производству седанов бизнес-класса Camry.
Строительство завода начнется летом этого года.
Дочерняя компания TMC «Toyota Motor Manufacturing Russia» планирует
начать производство автомобилей в декабре 2007 года. Hовая компания
будет организована TMC при участии Европейского банка реконструкции
и развития, совет директоров которого одобрил вложение до $15 млн.
в покупку до 20% обыкновенных акций российского проекта компании
Toyota. На заводе планируется создать около 500 рабочих мест.
В начале производства на заводе планируется
выпускать модель Camry в объеме 20 тыс. автомобилей в год. "Решение
о расширении ассортимента еще не принято", - отмечается в
пресс-релизе компании, на которое ссылается «Интерфакс».
Исполнительный директор TMC Токуичи Ураниси на
пресс-конференции в Петербурге заявил, что «после запуска
производства во второй половине 2007 года завод будет работать в
две смены, чтобы за 2-3 года выйти на проектную мощность в 50 тыс.
автомобилей в год». Если же в России будет налажено
конкурентоспособное производство комплектующих, то Toyota может
значительно увеличить производство в нашей стране. «Я мечтаю о том
времени, когда наш завод сможет увеличить производство до 200 тысяч
автомобилей в год, когда экономика России и ее автомобильный рынок
укрепятся настолько, что производство комплектующих станет
конкурентоспособным в мировом масштабе», - добавил Ураниси.
В настоящее время, как сообщил Ураниси, для
петербургского завода комплектующие будут поставляться из Европы,
Японии и частично из России. Кроме того, концерном изучается
возможность закупки компонентов у российских производителей.
«Именно от локализации зависит, насколько Camry из Санкт-Петербурга
будет дешевле импортной машины»,- заметил Ураниси.
Коммерческие перспективы машины Toyota Camry
отечественной сборки эксперты оценивают противоречиво.
С одной стороны, эта машина бизнес-класса
пользуется большим спросом в США, где за последние шесть лет Camry
стал самым продаваемым легковым автомобилем. В прошлом году Toyota
продала на североамериканском континенте 426 990 автомобилей этой
модели. Однако результаты по продажам в Западной Европе значительно
скромнее – в 2004 году было продано лишь 13 265 Camry.
Председатель совета управляющих ФПГ «Донинвест»
(в группу входит ТагАЗ, собирающий легковые Hyundai) Михаил
Парамонов сказал «Ведомостям», что у Camry местной сборки большие
перспективы, поскольку машина не является конкурентом ничему, что
зарубежные автокорпорации производят сейчас в России.
Отметим, что Camry не будет конкурентом
отечественному автопрому. Цена этой машины на мировых рынках
колеблется от 30 до 40 тысяч долларов. Российские традиционные
автозаводы не производят легковых машин такого класса и тем более
по такой цене. Данная ценовая ниша скорее ориентирована на людей,
которые изначально собирались купить именно иномарку.
Однако, у
аналитика «Метрополя» Дениса Нуштаева другое мнение. «Camry
стоимостью $29 000-39 000 не лучший выбор для России», — сказал он
газете «Ведомости». По
его мнению, для завоевания российского рынка лучше было выбрать
более дешевую Corolla, которая сейчас завозится в Россию из Турции.
Поэтому, полагает он, японская корпорация собирается строить завод
в Петербурге с прицелом на европейский рынок. «В отличие от США,
где Camry пользуется сумасшедшей популярностью, в Европе ее продажи
очень скромны — эта модель на континенте пока не производится», —
говорит Нуштаев.
Также он предположил, что половина произведенных
на новом заводе машин будет реализовываться в России, а другая
половина пойдет на экспорт. «В 2004 году в России было продано 10
тысяч Camry. Возможно, продажи вырастут до 15 тыс. за счет
сокращения цены»,- предположил аналитик.
Как сообщалось ранее, японская Toyota в 2004
году увеличила продажи автомобилей в РФ через сеть официальных
дилеров и авторизованных сервисных станций на 79,1% по сравнению с
2003 годом - до 47 тыс. 426.
Правительство РФ в 2005 году может заключить еще
ряд соглашений с иностранными автоконцернами об организации
производства в РФ, сообщил министр экономического развития и
торговли Герман Греф на брифинге в Петербурге, посвященному
подписанию соглашения с Toyota. «Идут переговоры с несколькими
крупнейшими автомобильными концернами, вполне возможно, что это не
последнее соглашение в текущем году», - сказал он.
Несмотря на то, что Герман Греф отказался
назвать следующих инвесторов, известно, что в ближайшие два года
собираются построить заводы в России компании Nissan, Skoda,
Volkswagen. Ближе к 2008 году на нашей земле обустроят свои
производства индийская автомобильная компания Tata Motors, а также
Land Rover. Раздумывает о строительстве своего производства в
России и DaimlerChrysler, руководство которого ждало (и дождалось)
снижения пошлин на комплектующие.
Напомним, что в России свои сборочные
производства уже открыли американские компании Ford Motor, General
Motors, германская BMW, французский Renault, корейские KIA Motors и
Hyundai Motors.
Справка
Среди моделей Toyota в 2004 году в России
наиболее продаваемой была Corolla - 12 тыс. 973 автомобиля, на
втором месте оказалась Camry – 9 тыс. 797.
Японская Toyota Motor Corporation (TMC)
планирует после 2010 года занять 15% мирового рынка автомобилей. С
начала 2005 года компания продала 1,8 млн. автомобилей на японском
рынке и 450 тыс. автомобилей – на внешних рынках.
Общий объем продаж компании в 2004 году составил
7,52 млн. автомобилей.