Сергей Ковальченко
Эпопея с возможным созданием в России новой
государственной авиакомпании «Росавиа», по всей видимости, подходит
к концу. По данным СМИ, в конце 2009 года министр транспорта Игорь
Левитин выступил с инициативой передать авиационные активы
госкорпорации «Ростехнологии», на базе которых планировалось
создать «Росавиа», авиакомпании «Аэрофлот».
Согласно предложению Левитина, активы
«Ростехнологий» («Росавиа» и ГТК «Россия») будут переданы в обмен
на 28% акций «Аэрофлота». «Для этого «Аэрофлот» должен будет
сформировать на базе передаваемых авиакомпаний одну или две
самостоятельных дочерних региональных авиакомпании (по примеру
«Нордавиа» и «Донавиа»), базирующихся, например, в Западной Сибири
и на Дальнем Востоке», — считает аналитик ИФК «Метрополь» Андрей
Рожков. Он считает, что таким образом «Аэрофлот» сможет укрепить
свои позиции на конкурентном внутреннем рынке авиаперевозок и
получить поток региональных пассажиров для своих международных
перевозок, а государство избавится от активов, которыми реально не
может управлять. В итоге «Росавиа», которая задумывалась как прямой
конкурент «Аэрофлота», сама вольется в его структуру.
Еще осенью 2008 года, после краха альянса Air
Union, было принято решение создать на базе авиакомпании
правительства Москвы («Атлант Союз») нового государственного
авиаперевозчика — «Росавиа». Тогда столичный мэр Юрий Лужков
говорил, что «создаваемая компания будет большой, и это будет
мощный конкурент «Аэрофлота». Лужков также утверждал, что доля
московского правительства в этой авиакомпании составит не менее
49%. Планировалось, что создаваемый национальный авиаперевозчик
будет крупнейшим в стране, и объем его пассажиропотока к 2012 году
дойдет до 20 млн человек в год. «Принципиальное отличие новой
компании от уже действующих в России в том, что она сформирована за
счет интеграции преимущественно государственных авиаактивов», —
говорил тогда глава «Ростехнологии» Сергей Чемезов. По его словам,
«созданием нового перевозчика государство даст адекватный ответ на
угрозы и вызовы, связанные с убыточностью авиаперевозок».
Основой для формирования «Росавиа» должны были
стать маршрутные сети и авиапарк авиакомпании «Атлант-Союз»,
альянса Air Union, ГТК «Россия», «Кавминводы-авиа»,
«Оренбург-авиа», «Саратовские авиалинии» и «Владивосток-авиа».
Однако в дальнейшем действия заинтересованных
сторон показали, что создать «Росавиа» вряд ли получится. Так, в
начале марта 2009 года на совещании у гендиректора «Росавиа»
Виталия Ванцева выяснилось, что участники альянса не смогут в
ближайшее время объединиться и согласовать расписание полетов. При
этом оказалось, что половина авиакомпаний технически не готовы к
объединению, и у большинства из них в связи с кризисом возникли
проблемы с госгарантиями по кредитам.
Однако власти не теряли оптимизма по поводу
будущего авиагиганта. В конце марта в отставку ушел генеральный
директор «Аэрофлота» Валерий Окулов. Среди причин его ухода тогда
называли и скептическое отношение Окулова к «Росавиа», которую он
называл «пузырем».
В конце апреля 2009 года выяснилось, что в
сложном финансовом положении оказалась авиакомпания «Атлант Союз»,
а правительство РФ на тот момент так и не перечислило перевозчику
5,5 млрд рублей за развоз пассажиров Air Union. Уже в июле
появилась информация о том, что «Атлант Союз» могут не взять в
«Росавиа». На тот момент авиакомпания была в самом тяжелом
финансовом положении из всех будущих активов «Росавиа», а чистый
долг «Атлант Союза» превысил объем выручки на 69% и составил 11,6
млрд рублей. В середине декабря «Росавиа» уже отложила подведение
итогов тендера на закупку новой авиатехники на сумму в $2,5 млрд,
которые планировалось истратить на закупку 65 новых узкофюзеляжных
самолетов. А уже в начале 2010 года стало известно, что и сам
проект находится под большим вопросом, и его активы могут перейти в
управление «Аэрофлота».
Эксперты считают, что государство так и не
смогло создать авиакомпанию, и теперь принимает правильное решение,
передав активы «Аэрофлоту». «Государство пыталось создать еще
одного крупного авиаперевозчика. Шли активные переговоры и с
московским правительством, и с иностранцами, и с другими
партнерами. Однако они не увенчались успехом, при этом авиационные
активы простаивают без дела, а они должны приносить прибыль», —
сообщил «Росбалту» консультант департамента Due Diligence НКГ «2К
Аудит — Деловые консультации» Андрей Чернявский. По его словам,
сегодня государство рассматривает все возможные варианты для
развития имеющихся активов, в том числе и консолидацию
авиаперевозчиков на основе «Аэрофлота». Очевидно, что эта компания
сможет эффективно распорядиться своими активами.
Таким образом, история создания крупного
государственного авиаперевозчика «Росавиа» закончилась, так толком
и не начавшись. Кризис и наличие у «Ростехнологий» большого
портфеля проблемных активов похоронили эту идею. Похоже, что
крупнейшей авиакомпанией РФ в ближайшие годы по-прежнему будет
считаться «Аэрофлот».