Счетная палата нашла
финансовую политику ИжАвто нерациональной
Екатерина Сороковая
Деятельность ИжАвто стала
убыточной начиная с третьего квартала 2008 года. Основная причина
проблем автопроизводителя — несовершенная финансовая политика
предприятия, заключили эксперты Счетной палаты РФ.
Вчера на сайте Счетной палаты (СП) были опубликованы результаты
проверки ИжАвто, согласно которым за 2008 год убыток предприятия
составил 908,1 млн рублей, а за первый квартал 2009 года увеличился
до 1,3 млрд рублей. СП заинтересовалась деятельностью автозавода в
мае, после того как в середине апреля группа СОК продала 75% акций
ИжАвто дочерним структурам автозавода. Глава СП Сергей Степашин
заявлял тогда, что владельцы ИжАвто "бросили его на произвол
судьбы" и поэтому его ведомство совместно с прокуратурой будут
проводить проверку.
На завод отправили ревизионную комиссию, которая искала признаки
умышленного банкротства, а также проверила эффективность
использования таможенных льгот, предоставляемых при промышленной
сборке автомобилей. По результатам проверки СП заключила, что
основной причиной убытков стал не кризис, а привлеченные
предприятием кредиты.
На ИжАвто отказались от комментариев. Источник в СОКе заявил,
что начиная с третьего квартала все автопроизводители показывали
слабые результаты, и ИжАвто не исключение. Осенью прошлого года, с
началом кризиса, банки отказывались кредитовать, напоминает
собеседник корреспондента "Газеты".
Одновременно на ИжАвто посыпались иски от кредиторов. Общая
сумма исковых требований оказалась близка к 1 млрд рублей. Среди
кредиторов — Альфабанк, "Уралсиб", "Зенит", МДМбанк.
Под предложенную СП формулировку можно подогнать любого
автопроизводителя, поскольку все начали испытывать трудности с
наступлением кризиса, считает аналитик ИФК "Метрополь" Михаил Пак.
Еще в конце прошлого года между группой СОК и АвтоВАЗом была
достигнута договоренность относительно купли продажи ИжАвто, в
результате чего группа СОК должна была обменять ИжАвто на 75% акций
сбытовой сети АвтоВАЗа — "Лада Сервис".
В феврале сделка была одобрена советом директоров АвтоВАЗа.
Однако Волжский автозавод неожиданно прекратил переговоры о покупке
ИжАвто, мотивируя свое решение кризисом и сомнениями в
целесообразности создания новых мощностей по выпуску автомобилей
Lada, Renault и Nissan на базе ИжАвто.
Как считает Пак, именно поэтому руководство ИжАвто не обращалось
напрямую за господдержкой. "Все были уверены, что их купит АвтоВАЗ
и будет оказывать поддержку из средств, выделенных ему
государством", — отмечает аналитик.
Но денег ИжАвто не получил, хотя еще в апреле глава СП Сергей
Степашин направил председателю правительства Владимиру Путину
письмо, в котором просил поддержать предприятие.