Новости
25  Января  2016
Газета.ру: Медведев провел тест-драйв на АвтоВАЗе, где ждут сокращений

Анатолий Караваев, Даниил Ломакин

На отечественный автопром в 2016 году выделят около 50 млрд руб., но даже с такой поддержкой в правительстве не ждут оживления рынка. Совещание о ситуации в отрасли премьер-министр Дмитрий Медведев провел в Тольятти. Помимо общения с чиновниками глава правительства также поближе познакомился и с главной новинкой АвтоВАЗа этого года.

В пятницу в Тольятти обсуждали состояние дел в автомобильной отрасли и основные направления стратегии развития автопромышленности и производства автокомпонентов на период до 2025 года. Даже на фоне общего экономического спада проблемы российского авторынка выглядят особенно явно: буквально за три года продажи машин в стране сократились почти в два раза, и в предстоящем году, по единодушному мнению экспертов, спад продолжится.

Перед началом совещания Дмитрий Медведев не отказал себе в удовольствии протестировать одну из главных новинок отечественного автогиганта. Вслед за Владимиром Путиным, опробовавшим в конце прошлого года седан Vesta, премьер покатался на псевдокроссовере XRay. Как и президент, глава правительства был щедр на похвалу новой модели, продажи которой стартуют уже 14 февраля.

«Я прокатился, мне нравится, очень комфортная современная машина, которая ничуть не хуже любой аналогичной машины, которую делают иностранные производители. Мне кажется, у нее хорошее будущее»,

— заявил Медведев после того, как проехал за рулем несколько километров по территории АвтоВАЗа.

Кроме того, премьер успел пообщаться с работниками автозавода, с которыми обсудил условия труда. Также он осмотрел главный сборочный конвейер и цеха по производству двигателей и коробок передач.
Президент признался, что ездит за рулем, как обычный водитель
Медведев рулит по-тихому

После тест-драйва и прогулки по цехам премьер провел запланированное совещание. В нем приняли участие вице-премьер Аркадий Дворкович, глава Минпромторга Денис Мантуров, президент АвтоВАЗа Бу Андерссон, которому регулярно удается пересекаться с первыми лицами государства, а также руководители других крупных автопредприятий.
50 миллиардов для автопрома

«В 2015 году автопром получил государственную поддержку в размере 43 млрд руб., — заявил Медведев на совещании. — В этом году мы этот курс продолжим». В итоге на этот год поддержка составит уже 50 млрд руб. Медведев подчеркнул, что целью этих вливаний является закладка основы для возобновления роста производства российских автомобилей.

По его словам, сумма 50 млрд руб. соответствует объемам поддержки автопрома в прошлом году в реальном выражении.

«Мы сохраним основные меры, которые применялись в 2015 году. Главная из них — программа обновления парка колесных транспортных средств. Кроме того, будет продолжена программа льготного автокредитования и лизинга, субсидирование процентов по инвестиционным кредитам наших компаний, содействие регионам в закупке муниципальной техники на газомоторном топливе, также закупке троллейбусов и трамваев», — рассказал Медведев.
Также будет продолжена масштабная поддержка перехода на производство автомобилей повышенного экологического класса и сохранение эффективных рабочих мест.

Глава правительства отметил, что программы стимулирования спроса, обновления парка, льготного лизинга и автокредитования дали хороший эффект.

«Из более чем 1,5 млн новых автомобилей, а точнее, 1,6 млн, которые были куплены в прошлом году, более трети приобретались с использованием специальных льготных условий,

а стало быть, 600 тыс. семей смогли сэкономить при покупке машины, что важно в нынешней ситуации, это хороший показатель, а с другой стороны, мы поддержали автопроизводство», — отметил премьер.
Рынок расти не будет

Глава правительства признал, что, даже несмотря на все меры поддержки, ждать оживления на отечественном рынке не стоит. «По существующим оценкам, рынок в ближайшее время, в ближайшей перспективе существенно не вырастет, — отметил он. — Не способствует этому, конечно, и рост закупочных цен на компоненты, и курс рубля». Медведев при этом заявил, что нужно искать точки роста для отрасли и в таких весьма сложных условиях.
Ускорить импортозамещение

Премьер заявил о необходимости оперативно наладить работу по импортозамещению комплектующих для автомобильной промышленности.

«Нужно оперативно наладить работу по импортозамещению автокомпонентов, — отметил он. — Здесь наши производители находятся в достаточно серьезной зависимости, а нам требуется выстраивать собственные технологические цепочки — от сырья до готовой продукции». Он также указал на необходимость определить номенклатуру автокомпонентов для локализации их производства на территории России и создать базу для разработки перспективных материалов и комплектующих.

Напомним, что особенно остро проблема импорта автокомпонентов встала после введения санкций в отношении Турции — традиционного поставщика этих товаров на российские автозаводы. Из-за крайней зависимости отечественных предприятий от этих поставок санкции их не коснулись.
Автомобили пойдут на экспорт

Особо детально в Тольятти обсуждали экспортные перспективы отечественного автопрома.

«Нужно более внимательно анализировать наши экспортные возможности, подумать, как нам продвигать наши компании, наши бренды на внешние рынки», — заявил Медведев. По словам премьера, мировой опыт показывает, что именно присутствие на глобальном рынке дает национальной автоиндустрии возможность устойчивого развития не только в текущий период, но и на перспективу.

В свою очередь, глава Минпромторга сообщил, что объем компенсации затрат на логистику и омологацию для экспорта автомобилей из РФ в 2016 году составит 3,3 млрд руб.

«Новая мера, о которой вы сказали, в части поддержки экспорта за счет компенсации затрат на перевозку до российской границы, а также адаптацию, омологацию автомобилей под требования экспортных рынков — изначально предполагалась сумма 6,3 млрд руб., когда вы проводили совещание. Мы подготовили предложения по корректировке — 3,3 млрд руб., мы считаем, будет достаточно на эту новую меру», — добавил Денис Мантуров.

По его словам, на программу обновления парка через trade-in и утилизацию будет направлено 22,5 млрд руб., на льготный лизинг — 5 млрд руб., на финансирование программы льготного автокредитования в 2016 году будет направлено 2,3 млрд руб. «Плюс к этому 9,9 млрд руб. будет направлено на исполнение обязательств государства по программам льготного кредитования, которые реализовывались в 2013 и 2015 годах», — отметил министр. Кроме того, по его словам, субсидии по инвесткредитам «с учетом всех корректировок составят 6,3 млрд руб.». На субсидирование закупок муниципального транспорта на газомоторном топливе и городского электротранспорта планируется направить 3 млрд и 1 млрд руб. соответственно.

Кроме того, еще 3 млрд руб. планируется направить на обновление парка автомобилей скорой и неотложной помощи.
Тысячи уволенных

Между тем в пятницу стало известно, что в 2016 году на АвтоВАЗе вновь пройдут очередные массовые сокращения. Ожидается, что работы лишатся около 2 тыс. человек. Впрочем, даже эта цифра оказалась в несколько раз ниже прошлогоднего показателя.

«В этом году пока до 2 тыс. человек, но это плановые сокращения, люди предупреждены. Это в основном люди пенсионного возраста, им платятся специальные выходные пособия», — прокомментировал предстоящие сокращения глава Минтруда Максим Топилин.

Глава независимого профсоюза на АвтоВАЗе Петр Золотарев раскритиковал политику руководства предприятия по сокращению персонала. «Они пытаются добиться роста производительности труда, — говорит он «Газете.Ru». — Но при этом у нас интенсивность труда и так гораздо выше, чем, например, на автомобильных заводах в Бразилии.

Объем работы просто перекладывается на людей, которые не попали под сокращения. Но многие с дополнительной нагрузкой просто не справляются. При этом никаких технических инноваций не вводится».

Золотарев отмечает, что рабочие мало сопротивляются сокращениям. «Люди не особенно активно принимали участие в митингах — вот и результат», — резюмирует собеседник.

Аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов отмечает, что ситуация в отрасли будет лишь частично зависеть от государственных субсидий. «Куда важнее, что будет с курсом валют, как это будет влиять на цены автомобилей и как будет меняться потребительская активность, — рассказал «Газете.Ru» Беспалов. — Господдержка нужна, чтобы помочь автопрому адаптироваться к непростым условиям, сильной волатильности. Но ключевым фактором все равно является рыночный спрос, и пока он не вернется, восстановления рынка тоже не будет».

Что касается нового вида господдержки — субсидирования затрат на экспорт, — то аналитик считает, что за год нарастить объемы поставок автомобилей за рубеж все равно практически невозможно. «Поддерживать экспорт нужно, но продвижение на зарубежных рынках — это достаточно сложный и долгосрочный процесс. Кроме того, основной для России рынок экспорта автомобилей — это Казахстан. При этом там произошла девальвация тенге, поэтому спрос на новые автомобили сократился, — говорит эксперт. — Для АвтоВАЗа, например, который нацелен на Европу, все будет зависеть от позиции Renault-Nissan. Насколько я понимаю, альянс пока не решил, хочет ли продавать машины из Тольятти через свои дилерские центры в Европе».

«С учетом мер господдержки объемы экспорта могут вырасти, — заявил «Газете.Ru» аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков. — Процесс этот и правда не столь быстрый — зарубежным потребителям нужно время, чтобы оценить качество российской продукции. Но в то же время роль может сыграть привлекательная цена, которая при падении курса рубля даже с учетом удорожания автомобилей из-за таможенных пошлин может быть ниже, чем на модели других массовых брендов».

Отдача от этих субсидий в бюджет будет иметь мультипликативный эффект. Не исключено, что объемы субсидий на поддержку экспорта могут быть увеличены в течение года.

Что касается общего объема финансирования отрасли, то собеседник не уверен, что выделенных средств хватит: «Большое значение имеет ситуация в экономике и на внешних сырьевых рынках. Если негативная динамика сохранится, то этих денег может оказаться недостаточно, чтобы объем продаж новых автомобилей в России сохранился примерно на уровне 2015 года».

http://www.gazeta.ru/auto/2016/01/22_a_8035991.shtml#

Предыдущая новость    Следующая новость



Оставить комментарий
Тема:
Комментарий:
  Оставить комментарий
Зарегистрироваться
Логин:
Пароль:
  Зарегистрироваться
Оформить подписку


проголосовать
результаты опроса


Инвестиционная финансовая компания "МЕТРОПОЛЬ" - одна из ведущих российских инвестиционных компаний, входит в группу компаний "МЕТРОПОЛЬ". Работает на фондовом рынке России с 1995 г.
Инвестиционная финансовая компания "МЕТРОПОЛЬ" - одна из ведущих российских инвестиционных компаний, входит в группу компаний "МЕТРОПОЛЬ". Работает на фондовом рынке России с 1995 г.

подробнее
Для обеспечения деятельности на международных рынках капитала в группу компаний входит Metropol (UK) с офисом в Лондоне
Для обеспечения деятельности на международных рынках капитала в группу компаний входит Metropol (UK) с офисом в Лондоне

подробнее
О партнерстве | Пресс-центр | Спонсорство и благотворительность
Инвестиции и финансы | Промышленность | Спорт | О Проекте | Контакты
Карта сайта
Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»
Copyright © 2005 Все права защищены
ООО «ИФК «МЕТРОПОЛЬ»
Лицензии: № 077-06136-100000, № 077-06159-010000, № 077-06168-001000 от 26 августа 2003г., № 077-06194-000100 от 02 сентября 2003г.,
№ 650 от 16 апреля 2004г., № 3185 от 25 ноября 1999г., № 21-000-1-00119 от 23 мая 2003г., № 077-07215-001000 от 9 декабря 2003г.