КОММЕРСАНТЪ GUIDE (Новосибирск): «Развитие транспортной инфраструктуры должно объединить регионы»
Основным событием уходящего года для томской
области стала покупка «Роснефтью» ОАО «Томскнефть ВНК», которое
прямо и косвенно формирует до 40 % доходной части регионального
бюджета. Кроме этого, в этом году завершиласт интеграция ОАО
«Томскэнерго» в «территориальную генерирующую компанию № 11»
(ТГК-11). О том, что необходимо для успешного развития сибирских
территорий, корреспонденту G «СФО» Наталье Волосатовой рассказал
губернатор Томской области Виктор Кресс.
G: Каким был уходящий 2007 год для Томской
области?
GUIDE: Одним из знаковых событий года для
региона была покупка «Роснефтью» ОАО «Томскнефть ВНК». Как
складывается ситуация на предприятии? ВИКТОР КРЕСС: Пока идет, к
сожалению, процесс, который всегда сопутствует смене собственника.
Существует некоторая неопределенность, период «безвластия». Мы
думали, что уйдем от этого, но не получилось. Еще не завершено
формирование производственно–инвестиционной программы на будущий
год. До сих пор не подписано соглашение о сотрудничестве между
Томской областью и «Роснефтью». Надеемся, что это произойдет в
декабре. Наш интерес понятен — мы хотим, чтобы объемы добычи и
инвестиций не снижались. Сейчас пока продолжается работа над
проектом этого документа. Считаю, что потеряно несколько
месяцев.
G: В 2007 году «Томскнефть» выйдет на
запланированные показатели по инвестициям, геологоразведке и
добыче? В.К.: Пока нефтяники все, что обещали, выполняют (объем
добычи в 2007 году запланирован на уровне 9,27 млн т, объем
капитальных вложений в производство — 10 млрд руб. — G). Но нас
заботит день завтрашний. G: Завершилась интеграция АО «Томскэнерго»
в ТГК–11. Как Вы оцениваете деятельность компании на территории
Томской области?
В.К.: Мы планируем подписать с РАО «ЕЭС России»
соглашение, чтобы была ясность по инвестициям в энергетику, в
электрические сети. Должна быть определенность по источникам и
объемам финансирования. В целом результат реформирования энергетики
в регионе оцениваю далеко не однозначно. Я считаю ошибкой нарушение
вертикально–интегрированной структуры, которая была раньше и все
вопросы решались с одной компанией — с «Томскэнерго». Сейчас
значительно сложнее стало решать проблемы, связанные с обеспечением
электроэнергией промышленных предприятий, новых мощностей, новых
жилых микрорайонов. Раньше у руководства «Томскэнерго» было больше
полномочий, теперь же, после того как компания стала филиалом
ТГК–11, она является лишь исполнителем решений вышестоящего
руководства. Я этот вопрос поднимал перед президентом, и, надо
сказать, он отнесся к этому очень внимательно.
G: Какой выход из этой ситуации Вы видите?
В.К.: Я изначально предлагал так не торопиться с
реформированием, говорил, что не стоит ликвидировать РАО «ЕЭС
России» в 2008 году. После каждого шага по реформированию нужно
было остановиться, осмотреться, внимательно проанализировать
результат. Впрочем, что сделано, то сделано. После драки кулаками
не машут, поэтому будем пытаться находить общий язык с
энергетиками, пытаться выстраивать понятные и взаимовыгодные
отношения. С одной стороны, контроль над бизнесом должен быть. С
другой, контролирующие структуры часто перегибают палку,
предъявляют абсурдные претензии, которые кроме вреда региону и
государству, ничего не приносят.
G: Как известно, строительство АЭС в Северске
включено в генеральный план размещения генерирующих мощностей в
России до 2020 года. От чего зависит получение финансирования этого
проекта?
В.К.: В середине декабря российское
правительство должно утвердить генеральный план размещения
генерирующих мощностей, в нем будет прописано по годам — сколько
вложений, из каких источников в какие объекты нужно сделать. После
этого будет ясность и по Северской АЭС. G: Сейчас много говорится о
разработке Таловского месторождения бурого угля под Томском и
использовании угля в качестве топлива на расширяющихся генерирующих
мощностях АО «Томскэнерго», филиале «Территориальной генерирующей
компании №11».
G.: Насколько реально убедить энергетиков
работать на угле, а не на газе?
В.К.: У нас сегодня дефицит электроэнергии, это
препятствует развитию промышленности. Мы выступаем за расширение
генерирующих мощностей в регионе, в частности на площадке томской
ТЭЦ–3 надо создавать новые мощности. Понятно, что на газе их
создать не удастся. Учитывая цену на газ, это было бы слишком
большой роскошью. Я являюсь приверженцем того, чтобы газ постепенно
выводить из большой энергетики и пускать на возрастающие
потребности коммуналки и ЖКХ в населенных пунктах, в том числе и
сельских. А в большой энергетике уголь экономически выгоднее.
Особенно с учетом того, что в стране огромные запасы угля. Сегодня
существуют новые технологии, где процесс полностью автоматизирован,
где высокая степень защиты атмосферы от выбросов угольной пыли. На
законодательном уровне должен быть принят ряд положений, тогда
энергетики сами будут искать более эффективные варианты по
использованию угля. Нужно признать, что они уже и сами понимают,
что нужно переходить на этот ресурс, но пока не торопятся.
G: Получается, томские энергетики должны быть
заинтересованы в разработке Таловского месторождения?
В.К.: Безусловно. Но они пока рассуждают по
«советской схеме» — раз вам (власти. — G) надо, то вы и вкладывайте
деньги.
G: Ведется ли поиск инвесторов на этот
проект?
В.К.: Мы начинаем привлекать различные
структуры, в том числе и из Сибирского федерального округа, которые
пока назвать не могу. Некоторые говорят о том, что готовы на базе
Таловского месторождения за свои деньги построить энергетические
мощности.
G: Известны ли планы ООО ИФК «Метрополь»
по инвестициям в Полынянский участок Бакчарского месторождения в
2008 году?
В.К.: В декабре запланирована
встреча с президентом ИФК «Метрополь» Михаилом Слипенчуком, он
должен назвать суммы и план работ. Сейчас ведутся расчеты. На
данный момент добыто более 1 тыс. т руды методом скважинной
гидродобычи и результаты исследований показали, что содержание
железа в руде составляет 65–70% при среднем значении
40–45%.
G: Устраивает ли Вас работа в регионе
нефтегазовых компаний с иностранным капиталом? В частности, «Норд
Империал», «Сибинтернефть», «Альянснефтегаз», «дочек» Imperial
Energy Corporation Plc., ООО «Стимул–Т», которое принадлежит
PetroNeft Resources Plc — ирландской «дочке» американской PetroNeft
Lls, ОАО «Восточная транснациональная компания», «дочки» британской
West Siberian Resources Ltd, ООО «СТС–сервис», которое принадлежит
шведской «Malka oil AB» и других?
В.К.: Лично у меня нет предвзятости к понятию
«иностранный капитал». Нас устраивает работа любой компании,
независимо от того, с каким она капиталом, если выполняются
определенные условия. Первое — это открытая работа бизнеса,
соблюдение российского законодательства, экологического,
финансового и так далее. Второе — выплата налогов, осуществление
инвестиций, обустройство месторождений. Третье — создание рабочих
мест и хороших условий труда, выплата легальной достойной зарплаты.
Если иностранные компании выполняют эти условия, пусть работают.
Если мы видим, что деятельность компаний идет на пользу территории,
то мы помогаем им в силу своих возможностей.
G: Не секрет, что отношения бизнеса и
Роспотребнадзора, Ростехнадзора по Томской области носят проблемный
характер: бесконечные проверки, штрафы. Также известно, что томские
компании ставили власть в известность об этом. Что Вы можете
сделать, что хотелось бы изменить и ведется ли работа в этом
направлении?
В.К.: Я думаю, этот вопрос актуален не только
для Томской области. С одной стороны, контроль над бизнесом должен
быть. К чему лукавить, бизнес не очень любит исполнять законы в
полном объеме. С другой, контролирующие структуры очень часто
перегибают палку, предъявляют порой абсурдные претензии, которые
кроме вреда региону и государству ничего не приносят. Я за жесткий
контроль, но он не должен идти вразрез с интересами регионов и,
соответственно, с интересами страны. Тем более что никто не может
поручиться, что некоторые чиновники в контролирующих структурах не
преследуют свои личные меркантильные интересы, прикрываясь
интересами государства. Я думаю, что в этой ситуации необходимо и
региональной власти дать определенные полномочия по отношению к
надзорным органам. Чтобы те понимали, что их контролируют не только
за три тысячи километров, из федерального центра, и несли
ответственность также и перед региональной властью, которая
избирается населением или назначается президентом РФ. И я уверен,
что жизнь все расставит по своим местам. Маятник расширения или
ограничения полномочий все время качается, и сейчас он пошел в
сторону интересов регионов, бизнеса.
G: Ранее упоминалась возможность создания
межрегиональной корпорации для развития транспортной
инфраструктуры. Проводились ли переговоры об этом с соседними
регионами?
В.К.: Я полагаю, что при развитии транспортной
инфраструктуры было бы очень эффективно вводить программно–целевое
управление на межрегиональном уровне. Сейчас разворачивается
масштабный проект — строительство Северо–Сибирской железной дороги.
В ней заинтересованы кроме нашего региона Иркутская область,
Красноярский край, Ханты–Мансийский автономный округ (ХМАО). Если
говорить о водном транспорте, то нужно рассматривать комплексно
Обь–Иртышский речной бассейн, и здесь заинтересованными регионами
кроме нас являются Омская, Новосибирская области, Алтайский край,
ХМАО, Ямало–Ненецкий автономный округ. И если по каждому
направлению будут созданы межрегиональные управленческие структуры,
которые бы занимались этим вопросом постоянно, то это было бы
весьма эффективным решением. Ведь исполнительная власть не сможет
уделять внимание этой проблеме столько времени, сколько нужно. Это
просто физически невозможно. У меня были переговоры с губернатором
Красноярского края Александром Хлопониным, и он, как мне кажется,
разделяет мою точку зрения. К слову, на будущий год красноярцы
планируют выделить средства из регионального бюджета для начала
работ по Севсибу. Мы в нашем трехлетнем бюджете пока не можем этого
предусмотреть, но если увидим, что наши соседи активно начали
работать, то и мы в бюджете на 2008 год будем искать средства.
Конечно, одним регионам не под силу вытянуть такой проект. Он
должен осуществляться только при участии федерального бюджета.
G: Планируются ли кадровые перестановки и
изменения в администрации Томской области в 2008 году? Если да, то
какие?
В.К.: Любые кадровые изменения связаны, как
правило, с теми задачами, которые стоят перед страной, областью.
Меняются приоритеты, и мы должны под них подстраиваться. К примеру,
взять те же инфраструктурные вопросы. Строительство
Северо–Сибирской железной дороги, Северной широтной дороги — все
это очень и очень масштабные проекты, поэтому, возможно, комитета
по транспорту уже маловато, необходимо думать о создании
департамента. Свободным пока остается место начальника областного
департамента по инвестициям и экономико–правовой экспертизе
(прежний руководитель Евгений Бабушкин стал управляющим томского
филиала «ВТБ 24». — G). В обладминистрацию пришли новые,
перспективные управленцы — мои заместители Сергей Ильиных, Игорь
Шатурный. Словом, кадровый вопрос — это вопрос, который застывшим
быть не может.
Год был сложным. Это связано, прежде всего, со
сменой собственника «Томскнефти». А также с тем, что областная
администрация при бюджете, утвержденном с дефицитом в 1,01 млрд
руб., до конца года должна компенсировать «Томскнефти» 1,8 млрд
руб., которые компания переплатила по налогу на прибыль в областной
бюджет в 2006 году. Но сложный — не значит плохой. Год был
интересным и в целом успешным. Регион уверенно развивается, и у нас
есть все основания с уверенностью смотреть в завтрашний день.