Не справилсяВБД продолжает огорчать аналитиков и акционеров
Антон Сарайкин
Надежды аналитиков на то, что крупнейшая
российская продовольственная компания “Вимм-Билль-Данн” (ВБД)
сумеет справиться с падением рентабельности, не оправдались. ВБД
выпускает все больше продукции, но зарабатывает на каждом пакете
сока и молока все меньше.
“Вимм-Билль-Данн – Продукты питания” выпускает
молоко, соки и минеральную воду. На 30 сентября 2004 г. крупнейшими
акционерами ВБД были Гавриил Юшваев (16,57%), председатель
правления компании Сергей Пластинин (10,72%), председатель совета
директоров Давид Якобашвили (7,76%), Михаил Дубинин (6,02%), Groupe
Danone, доля которой на 22 декабря 2004 г. составляла 8,32%. Около
30% акций обращаются на Нью-Йоркской фондовой бирже в виде
ADR.
Вчера “Вимм-Билль-Данн” обнародовал финансовые
результаты работы за 2004 г. по стандартам US GAAP. Выручка
компании в ушедшем году впервые в ее истории перевалила за $1 млрд
(достигла $1,189 млрд), увеличившись на 26,7% по сравнению с 2003
г. Чистая прибыль выросла на 8,5% до $23 млн, а показатель EBITDA —
на 21,3% до $96,9 млн. Но рентабельность бизнеса ВБД продолжает
снижаться: EBITDA в процентах от выручки в 2004 г. составила 8,1%,
тогда как в 2003 г. — 8,5%. Аналитик “Тройки Диалог” Виктория
Гранкина считает, что рост чистой прибыли компании во многом
объясняется укреплением рубля. “Мы ожидали, что EBITDA будет выше”,
— говорит она. По ее словам, продажи соков ВБД росли в два раза
медленнее рынка. Аналитик
ИФК “Метрополь” Наталья Мильчакова называет данные о продажах
холдинга позитивными, а его рентабельность — “очень невысокой”.
“Обычно EBITDA у производителей молочной продукции в других
развивающихся странах составляет 15-21%, у производителей соков —
18-20%, что намного выше, чем у ВБД”, — говорит Мильчакова.
Аналитик Объединенной финансовой группы (ОФГ) Алексей Кривошапко
отмечает диспропорцию в динамике продаж разных видов продукции ВБД.
“Продажи [соков] в натуральном объеме упали на 4%”, — указывает он.
Низкую рентабельность молочного направления ВБД аналитик объясняет
тем, что цены на сырое молоко растут быстрее отпускных цен на
продукцию компании. “В прошлом году сырое молоко в рублях выросло
на 17%, а отпускные цены ВБД увеличились где-то на 12,5%”, —
говорит Кривошапко.
А Наталья
Мильчакова из “Метрополя” напоминает, что, несмотря на стремление
компании сосредоточиться на выпуске молочных продуктов с высокой
добавленной стоимостью, пока больше 50% в структуре продаж ВБД
приходится на молоко. По ее мнению, причины низкой рентабельности
объясняются также большими расходами на персонал и увеличением
налогового бремени. В ВБД обещают исправить ситуацию. “Мы
продолжаем работать над улучшением прибыльности и осуществлением
процедур и механизмов контроля затрат”, — цитирует пресс-служба
слова предправления холдинга Сергея Пластинина. Глава холдинга
напоминает, что в прошлом году компания начала структурную реформу,
упразднив Центральную региональную дирекцию молочного направления,
а также присоединила подразделение по продаже минеральной воды к
соковому. “ВБД планирует сэкономить за счет этих мер до $1,5 млн,
но что это значит по сравнению с $93 млн генеральных и
административных расходов?” — удивляется Гранкина из “Тройки
Диалог”. Эксперты осторожно оценивают ближайшее будущее ВБД. “Чтобы
исправить ситуацию, им надо действовать более агрессивно”, —
считает аналитик Альфа-банка Александр Свинов. Он указывает, что ВБД давно обещает
сократить издержки, но пока особого эффекта от этого не видно.
Мильчакова прогнозирует, что норма EBITDA все еще будет оставаться
низкой (7-10%) до 2008 г., но это может компенсироваться высокими
темпами роста EBITDA в 2004-2010 гг., которые “Метрополь” оценивает
в среднем в 12%. В последние недели акции ВБД в Нью-Йорке
медленно росли, но вчера на 21.00 МСК упали на 2,92% до $17,26. По
мнению Свинова, рост бумаг ВБД во многом связан с “позитивным
фоном” от удачного IPO его конкурента — сокового производителя
“Лебедянский”. “Сегодня потенциала для дальнейшего роста акций у
ВБД нет”, — считает Свинов. “Несколько обнадеживает динамика
административных и коммерческих расходов компании в процентах от
общего объема продаж, снизившаяся соответственно до 7,8% и 14,6%
против 8,1% и 15% годом ранее. Это говорит о том, что компания
прилагает определенные усилия по контролю за издержками”, — говорит
аналитик ФК “УралСиб” Марат Ибрагимов.