«Вимм-Билль-Данн» оправдывает прогнозы Российский производитель
соков и молочных продуктов возвращает доверие инвесторов
Елена Желобанова
Компания «Вимм-Билль-Данн Продукты питания»
(ВБД) опубликовала отчет за 2004 г. по US GAAP. Ожидание этого
события на рынке сопровождалось настоящим ажиотажем, так как
впервые за два года финансовые показатели компании говорят о
положительной динамике. Аналитики прогнозировали хорошие финансовые
показатели в связи с повышением объемов выпуска молочной продукции
и дальнейшим удорожанием рубля в минувшем году, несмотря на падение
продаж в соковом сегменте. Рекомендации инвестиционных компаний по
акциям ВБД различны – от «покупать» до «держать», но общий прогноз
– акции компании будут расти. Возможно, интерес к бумагам ВБД также
подстегнут сообщения о грядущих сделках среди других участников
сокового рынка. Выручка ВБД выросла на 26,7% и составила 1,189 млрд
долл. по сравнению с 938,5 млн долл. в 2003 г. Валовая прибыль по
сравнению с прошлым годом выросла на 19,8%, но при этом показатель
валовой маржи снизился до 27,5% в 2004 г. (29,1% в 2003 г.). Чистая
прибыль увеличилась на 8,5% – до 23 млн долл. Скорректированный
показатель EBITDA вырос на 21,3% по сравнению с 2003 г. и составил
96,9 млн долл. Как сообщили RBC daily в пресс-службе ВБД, выручка
молочного сегмента выросла на 34% по сравнению с прошлым годом, в
то время как продажи сыра выросли более чем в два раза. «Продажи
высокомаржинальных продуктов – йогуртов, молочных десертов и
сокосодержащих молочных напитков – выросли на 36%, что несколько
ниже роста, которого мы изначально ожидали, – рассказали в
пресс-службе компании. – Но в 2005 г. наши специалисты прогнозируют
рост потребления продуктов этой категории». Повышенный интерес к
отчетности ВБД вызван тем, что в третьем квартале прошлого года
компания впервые за два года показала положительную динамику. В
связи с этим рынок с нетерпением ждал результатов за четвертый
квартал и за год в целом. Хотя рост в третьем квартале был
достаточно скромным, он олицетворял некий «переломный момент» в
истории крупнейшего отечественного производителя соков и молочной
продукции. Тем более что в соковом направлении «на пятки» ВБД
упорно наступает «Лебедянский», недавно с успехом проведший IPO. В
соковом сегменте ВБД ситуация наименее благополучная – продажи
выросли на 8,8% (298,7 млн долл.), а средняя цена увеличилась на
13,8% (до 0,66 долл. за литр). Валовая маржа в соковом сегменте
осталась практически на уровне прошлого года и по итогам 2004 г.
составила 34,1%. Однако подтвердились показатели, которые вселили
оптимизм в инвесторов и аналитиков в конце прошлого года, –
коммерческие расходы как процент от выручки снизились с 15,0% в
2003 г. до 14,6% в 2004 г. А общие и административные расходы
снизились как процент от выручки с 8,1% в 2003 г. до 7,8% в 2004 г.
У компании, находящейся в процессе активного экстенсивного
развития, никак не получалось наладить согласованную работу
многочисленных вновь приобретенных предприятий. Однако результаты
2004 года говорят о том, что компания добилась, по крайней мере,
стабилизации расходов. «В
целом отчетность соответствует ожиданиям, – комментирует RBC daily
ситуацию старший аналитик ИФК «Метрополь» Наталья Мильчакова. –
Главный позитивный момент – компании удалось преодолеть снижение
чистой прибыли, она выросла на 10%, впрочем, как и прогнозировалось
нами. Выручка же увеличилась на больший процент, чем мы
предполагали». Результаты ВБД были вполне ожидаемы. Аналитики
прогнозировали, что выручка компании, которая в 2003 г. составила
938,5 млн долл., вырастет по сравнению с предыдущим годом на
17-20%, наиболее оптимистичный прогноз давала ФК «УРАЛСИБ» – 28%.
Однако рекомендации аналитиков в отношении акций ВБД расходятся:
одни компании выдают рекомендацию «держать», в ожидании изменений в
положении компании, другие – «покупать». ИГ «АТОН», специалисты
которой дают рекомендацию «покупать», прогнозирует рост стоимости
акций ВБД к концу года до 20,3 долл., что на 15,4% выше последних
котировок. Аналитики же ИК «Тройка Диалог», наоборот, считают, что
справедливая цена АДР ВБД – 16,9 долл. за акцию (на 4% ниже
нынешней). Аналитики дают благоприятные прогнозы дальнейшего
развития ситуации вокруг ВБД. Например, в «Тройке Диалог» считают,
что следующий годовой отчет компании отразит рост выручки на 22%,
до 1,423 млрд долл., а чистой прибыли – на 60%, до 35%. «Выручка
компании, по нашим прогнозам, в 2005 г. должна составить 1,36 млрд
долл. В прошлом году достаточно низкими оказались показатели EBITDA
(8,1% – 96,9 млн долл.) и маржа чистой прибыли (порядка 2%). Но по
итогам 2005 года я прогнозирую рост этих показателей: маржа чистой
прибыли должна составить около 3%, а EBITDA – свыше 100 млн долл.»,
– говорит Наталья Мильчакова. Прогнозы аналитиков едины в одном:
успех компании будет зависеть от того, насколько эффективной
окажется реструктуризация, начатая в конце прошлого года. Также
важно, каким образом ВБД справится с опережающим ростом цен на
молоко. Первые шаги в этом направлении уже сделаны – компания
приобрела четыре молочных хозяйства, хотя пока и не собирается
превращаться вертикально интегрированный холдинг. «Мы продолжаем
работать над повышением прибыльности и над снижением издержек. В
конце прошлого года мы упразднили Центральную региональную дирекцию
молочного проекта, – комментирует председатель правления ВБД Сергей
Пластинин. – Мы уверены, что дополнительные меры, принятые нами в
начале этого года, включая слияние сокового подразделения с
подразделением по производству минеральной воды, позволят экономить
на масштабах и рационализировать операции на всех уровнях – от
производства до маркетинга и дистрибуции. Стратегическая и все
возрастающая роль рынка детского питания побудила нас выделить
детское питание в отдельное бизнес-направление». По мнению Натальи Мильчаковой,
увеличение доли продуктов с высокой добавленной стоимостью –
правильная тенденция, которая будет способствовать росту финансовых
показателей компании. «Это нормально, так как вполне соответствует
позиционированию компании, – считает она, – у ВБД и традиционные
продукты позиционируются в среднеценовом сегменте». Политика
компании вполне оправданна, так как на соковом рынке намечаются
серьезные трансформации. «Сложно предсказывать, как будет
развиваться ситуация. На соковом рынке, скорее всего, появится
новый лидер – «Лебедянский», и важно будет отследить, как отразится
на расстановке сил готовящаяся сделка «Мултона» и Coca-Cola», –
считает Наталья Мильчакова. Недавно и другой крупный
производитель – «Нидан» – обратился в ФАС с ходатайством о
выделении всех соковых активов в отдельную структуру, что может
говорить о том, что компания также собирается выгодно продать это
направление или приобрести стратегического инвестора. Потенциальным
покупателем называется главный конкурент Coca-Cola – компания
PepsiCo, выпускающая на мощностях предприятия соки Tropicana. В
таком случае на российском соковом рынке появятся два сильных
игрока с огромными финансовыми возможностями, что не может не
отразиться на положении ВБД, который до последнего времени
лидировал в этой области.