Правительство дает добро "Аэрофлоту" на
приобретение региональных авиаперевозчиков
Алан Хурумов
Остроумная схема региональной экспансии,
изобретенная "Аэрофлотом", похоже, близка к реализации. Совет
директоров компании включил в повестку дня грядущего годового
собрания акционеров (оно пройдет 17 июня) вопрос о проведении
допэмиссии акций. Эти акции планируется обменять на доли
государства в нескольких региональных авиакомпаниях. Идея
поглощения конкурирующих перевозчиков как никогда актуальна для
"Аэрофлота": это не только возможность усилить позиции на
внутреннем рынке, но и шанс поправить свое финансовое положение. О
возможной консолидации рынка авиаперевозок гендиректор "Аэрофлота"
Валерий Окулов проговорился еще два года назад. Предложенный
Окуловым способ выгоден как его компании, так и государству.
"Аэрофлот", плохо представленный на внутренних линиях, получит
доступ к маршрутам региональных компаний. А государство повысит
долю в уставном капитале национального перевозчика, акции которого
стоят дороже пакетов региональных игроков. Против схемы Окулова до
сих пор выступали разве что сами объекты экспансии, которые не
хотят лишаться самостоятельности. Государству принадлежат компании
"Пулково", "Россия" и "Дальавиа", а также контрольные пакеты в
"КрасЭйр" и "Владивосток Авиа" и блокпакет во втором по величине
российском авиаперевозчике, компании "Сибирь". Впрочем, кого именно
намерен поглотить "Аэрофлот", до конца пока неясно. "О
присоединении всех крупных региональных участников рынка и создании
монополии сегодня речи не идет. Каждая конкретная сделка будет
проводиться на основании тщательных расчетов", - заявил заместитель
гендиректора "Аэрофлота" Лев Кошляков. Топливный кризис 2004 г.,
когда цены на керосин выросли в полтора раза, заставил региональных
авиаторов изменить структуру бизнеса. Рентабельность полетов на
внутренних линиях на 20-30% выше, чем на внешних. "Аэрофлот"
получает от заграничных рейсов почти 70% доходов, а региональные
компании - от 10 до 50%. К тому же, указывает эксперт ГК "Регион"
Евгений Шаго, последние обычно возят пассажиров за рубеж чартерами,
а они более доходны, чем регулярные рейсы. По итогам трех кварталов
2005 г. чистая прибыль по МСФО четырех крупнейших региональных
авиакомпаний - "Сибири", "Пулково", "КрасЭйр" и "ЮТэйр" - выросла
по сравнению с тем же периодом 2004 г. Чего нельзя сказать об
"Аэрофлоте", у которого по итогам трех кварталов прибыль снизилась
на 13,3% (а по итогам всего года, по оценке ИФК "Метрополь", она
упала почти вдвое - с 6,33 млрд до 3,05 млрд руб.). И это
несмотря на то, что "Аэрофлот" получает компенсационные выплаты за
пролет иностранных самолетов над территорией России - около $250
млн в год. Если эти выплаты будут отменены, скажем, после
вступления нашей страны в ВТО (на чем давно настаивает Европа), для
"Аэрофлота" наступят совсем тяжелые времена. И тогда помощь
преуспевающих "младших братьев" будет неоценима.