Александр Панченко
Сегодня совет директоров "Аэрофлота"
рассмотрит вопрос об увольнении гендиректора компании Виталия
Савельева, который был инициирован членом совета директоров Сергеем
Алексашенко. Источники в компании уверены, что смены гендиректора
не произойдет, однако препятствий в его работе может стать больше.
Господин Алексашенко написал еще одно письмо, в котором просит
совет директоров не рассматривать вопрос продажи "Аэрофлотом" 100%
акций авиакомпании "Нордавиа", который не был согласован с
профильными комитетами управляющего органа.
Сегодня
должно пройти заседание совета директоров "Аэрофлота". Источник "Ъ"
в совете сообщил, что планируется рассмотреть стратегию развития
компании до 2025 года и вопрос о продаже 100% принадлежащих ей
акций "Нордавиа". Эту информацию "Ъ" подтвердил источник, близкий к
"Аэрофлоту". Однако накануне член совета директоров Сергей
Алексашенко написал его председателю, министру транспорта Игорю
Левитину, письмо с просьбой не рассматривать сделку. По словам
собеседника "Ъ", Сергей Алексашенко указывает, что этот вопрос не
обсуждался комитетами совета директоров по аудиту и стратегии,
более того, он противоречит проекту стратегии. Сергей Алексашенко
также обращает внимание на очередное нарушение устава общества:
повестка собрания совета директоров должна направляться участникам
не позднее чем за 15 дней до его даты, однако в этот раз она была
разослана всего за два дня до собрания.
В "Аэрофлоте" подтвердили, что заседание совета
директоров состоится, но отказались комментировать повестку. Сергей
Алексашенко подтвердил "Ъ" факт написания письма. "Я лишь призываю
к уважению перед уставом общества",-- объясняет он.-- Правление
компании разрабатывало стратегию, которая будет приниматься
сегодня, с учетом "Нордавиа". Никто не оповещал, что компанию
планируют продать". В конце прошлой недели Сергей Алексашенко уже
писал Игорю Левитину, выражая недовольство тем, что глава
"Аэрофлота" Виталий Савельев отказал ему в предоставлении
информации о размере финансовой помощи, которую компания оказывает
авиационной отрасли. Господин Алексашенко пояснил, что таким
образом господин Савельев нарушил устав "Аэрофлота", и предложил
вынести на рассмотрение совета директоров вопрос о смене
гендиректора компании (см. "Ъ" от 17 декабря).
Источник "Ъ" утверждает, что сегодня вопрос об
увольнении Виталия Савельева будет поднят, но считает, что шансы на
смену руководителя компании близки к нулю. Протест Сергея
Алексашенко по вопросу продажи "Нордавиа" также вряд ли будет
поддержан. "На совете директоров тема реализации актива уже
всплывала, что касается необходимости ее согласования с комитетами,
то это можно будет сделать прямо в ходе заседания совета
директоров, из членов которого и состоят эти комитеты",-- поясняет
собеседник "Ъ". Покупателем компании, по его словам, может стать
ГМК "Норильский никель", у которой уже есть авиакомпания
"Таймыр".
По словам собеседников "Ъ", продать "Нордавиа"
нужно потому, что в ряде сегментов она конкурирует с материнской
компанией и так и не стала прибыльным активом. За девять месяцев
2010 года убытки компании составили $9 млн. Источник "Ъ" в совете
директоров "Аэрофлота" уточнил, что компания выкупила 49% акций
"Нордавиа" у миноритариев в конце 2009 года. В целом он оценивает
региональную авиакомпанию в $50 млн.
Андрей Рожков из ИФК "Метрополь"
согласен, что "Нордавиа" "легче продать, чем работать с ней
дальше". На долю компании приходится менее 5% пассажирооборота
группы "Аэрофлот". "В собственности "Нордавиа" всего два Boeing-737
и десять российских самолетов, большинство из которых -- устаревшие
Ту-134",-- говорит аналитик. Кроме того, с получением "Аэрофлотом"
контроля над ГТК "Россия", что должно произойти в следующем году,
северные направления могут покрываться этой
авиакомпанией.
В то же время глава аналитической службы
агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев считает позицию Сергея
Алексашенко "принципиальной" и полагает, что тот продолжит
настаивать на своем. В прошлом году запросами в различные инстанции
компанию настойчиво, но безуспешно тревожил акционер "Аэрофлота"
Александр Лебедев, отмечает эксперт. В данном случае он также не
ожидает успеха, полагая, что Виталий Савельев без проблем
проработает в "Аэрофлоте" до конца срока своего контракта (2014
год), поскольку "результаты, которые показывает сейчас компания,
приятны для государства".