Дмитрий Верхотуров
Самый крупный по площади регион России
– Республика Саха (Якутия) – в последнее время обрел
радужные перспективы. На проект «Комплексное развитие Южной
Якутии» будет выделено 422 млрд рублей в течение
ближайших десяти лет, в том числе 104 млрд рублей будут
израсходованы на строительство автомобильных и железных
дорог и гидроэлектростанций.
Крупный промышленный центр будет создан
в самом бедном районе республики – Томпонском наслеге.
Несмотря на то что здесь уже действует крупное
угледобывающее предприятие (шахта «Джебарики-Хая»
в 2006 году добыла 650 тыс. тонн угля), создана
система современной связи, а районный центр – поселок
Хандыга – имеет даже сайт в интернете, Томпония остается
труднодоступным, преимущественно оленеводческим районом (поголовье
оленей в наслеге составляет 17,7 тыс. голов)
со слаборазвитой инфраструктурой и множеством
хозяйственных и социальных проблем.
Угольное предприятие дает основную часть доходов
бюджета Томпонского наслега. Тем не менее исключительно плохие
дороги, недостаточно развитая энергетика, сильный износ
инфраструктуры, социальных объектов и жилого фонда ставят
район в ряд самых депрессивных в Якутии. Большая часть
поселков наслега страдает от нехватки энергетических
мощностей. К примеру, поселок Тополиное, центр эвенского
оленеводческого хозяйства, много лет мучается от недостаточной
мощности котельной, которая из-за износа котлов
не обеспечивает температурный режим. Дизельное топливо
и уголь не завозятся в достаточном количестве из-за
отсутствия дорог. Уголь завозится только зимой, когда открывается
зимник по льду Алдана для большегрузных машин. Зимой
2007 года в котельной Тополинской дизельной
электростанции практически закончилось топливо, и некоторое
время поселок жил с перебоями в подаче энергоснабжения.
Котельная снабжалась топливом из резервов и буквально
«с колес».
Жилищно-коммунальное хозяйство района,
от которого здесь зависит выживание в самом буквальном
смысле слова, страдает от нехватки техники. «Здесь очень
тяжелое положение, в 2006 году получены всего две
единицы: водовозка и ассенизационная машина, в последние
три года нет поступления запчастей. В этом году нам дадут три
единицы техники: бульдозер, водовозку и ассенизационную
машину», — говорит директор Томпонского филиала ГУП ЖКХ
Анатолий Васильев. Нехватка техники приводит к тому, что
в наслеге нет пожарных машин, и каждый пожар превращается
в бедствие.
В шахтерском поселке Джебарики-Хая нет
круглогодичной дороги, надежной телефонной связи, службы «скорой
помощи», в больнице нет хирурга, несмотря на то что
весь поселок работает на опасном производстве. Это
не только подвергает жителей большому риску,
но и сильно сдерживает работу угледобывающего
предприятия. Постоянные трудности возникают и со сбором
детей оленеводов, кочующих по дальним маршрутам, в школы
и отправкой их на каникулы. Для того чтобы забрать
детей из школы, оленеводы проделывают
1500 км в один конец на верховых оленях
и обратно.
Это, конечно, неполный список тех проблем,
с которыми сталкиваются администрация и жители
Томпонского района Якутии. По итогам обследования района
в 2006 году правительство Якутии даже приняло
постановление с весьма характерным названием
«О неотложных мерах по обеспечению жизнедеятельности
Томпонского наслега». Руководство района тоже предпринимает усилия
по улучшению своего положения. К примеру,
за 2004−2006 годы была построена ЛЭП Якутск–Хандыга
и реконструирована ЛЭП Хандыга–Крест-Хальджай. Планируется
построить 57 км ЛЭП Хандыга–Джебарики-Хая
и обеспечить угледобывающее предприятие постоянным
энергоснабжением. «В первую очередь на Севере должна быть
надежная и дешевая электроэнергия. Это аксиома. За три
года мы стабилизировали это направление в улусе», —
заявил глава муниципального образования Томпонский район Илья
Шадрин, подчеркнув значение настойчивых усилий по развитию
энергетики района. «Следующая главная составляющая жизни
на Севере — дороги. На авиацию теперь надежды нет,
потому строительство дорог крайне необходимо», — считает
Шадрин. Когда был ликвидирован разрыв на автодороге «Колыма»,
положение Томпонского наслега резко улучшилось, теперь район может
оперативно обеспечивать себя горючим и стройматериалами.
Раньше все это завозилось по реке, а для поездки
из Якутска в Хандыгу уходили сутки.
Однако в ближайшие годы именно
в Томпонском районе будет образован новый промышленный центр
Якутии. Проект опирается на богатые сырьевые ресурсы наслега.
Здесь есть крупное Нежданинское золоторудное месторождение,
Верхне-Микеченское месторождение полиметаллических руд,
вольфрамовое и Джебарики-Хаинское месторождение каменного угля
высокого качества, которое уже находится в промышленной
разработке. В рамках проекта развития здесь будут построены
золотоизвлекательная фабрика, горнообогатительный комбинат
полиметаллических руд и тепловая электростанция. Планируется
направить на строительство карьера и рудника
на Нежданинском месторождении 17 млрд рублей,
в освоение Верхне-Микеченского месторождения вложить
8 млрд рублей, а в строительство тепловой
электростанции на базе джебарики-хаинского каменного угля
– 5 млрд рублей.
Приоритетом будет строительство Нежданинского
ГОКа, проектная мощность которого составит 12 тонн золота при
рудопереработке 3 млн тонн. Доказанный размер запасов
Нежданинского месторождения в настоящее время составляет
478 тонн золота. В будущем планируется доразведка
перспективных площадей, в результате чего запасы золота должны
вырасти до 650 тонн к 2009 году
и до 1000 тонн к 2011 году.
Этот проект будет реализован по схеме
частно-государственного партнерства, в котором государственные
инвестиции пойдут на создание объектов инфраструктуры.
Предполагается, что государственные инвестиции в размере 4,7
млрд рублей будут направлены на создание энергетической
инфраструктуры в Томпонском наслеге, а 2,9 млрд рублей
– на строительство автомобильной дороги.
Основными частными инвесторами выступят
ОАО «Полюс золото» и ООО «Корпорация «Металлы Восточной
Сибири„», дочерняя компания ИФК «Метрополь». Они примут участие
в финансировании строительства участка дороги «Колыма» 603−607
км, остальная часть дороги до Нежданинского месторождения
будет построена за счет средств «Полюс золота»
в 2010−2013 годы. Запланировано строительство высоковольтных
линий электропередачи Хандыга—Нежданинка
и Чапай–Верхне-Микеченское месторождение.
Местное руководство полностью поддерживает
проект развития, потому что он несет с собой решение
самых главных и важных проблем в энергетике, транспорте
и промышленности. Илья Шадрин уверен, что шахта
в Джебарики-Хая с проектной мощностью 1,2 млн тонн угля
способна обеспечить топливом весь местный рынок, до Алдана
и Оймякона, и обеспечить углем запланированную тепловую
электростанцию.
Создание Томпонского промышленного района
означает прекращение постоянной борьбы за выживание.
Примечательно, что проект промышленного развития Томпонского
наслега разворачивается при самом активном содействии правительства
Якутии и лично президента Вячеслава Штырова. Характерно, что
наряду с развитием Южной Якутии, которая давно привлекала
внимание крупных компаний, якутские власти выдвинули развитие
не Якутска и даже не Мирного, а одного
из аграрных восточных улусов. Удачливость Томпонии здесь
объясняют не только природными богатствами,
но и тем, что сам Штыров родился в поселке Хандыга
Томпонского района Якутской АССР.