SPOTLIGHT ON PROPERTY & TOURISM: Инвесторы, вложившие средства в дорогостоящие пристани для яхт в Юго-Восточной Европе, получат неплохую прибыль после завершения кризиса
Джейн Фостер (Jane Foster)
Нежный августовский вечер. Вы на борту яхты,
бросившей якорь в тихом заливе, благоухающем соснами. Такую сцену
можно увидеть в Греции и Хорватии, Турции и Черногории.
Популярность морского туризма все время растет, - только в Хорватии
число людей, которые проводят свой отпуск на яхтах, за последние
десять лет утроилось. И это произошло не только из-за роста флотов
компаний, сдающих яхты напрокат. Дело в том, что все больше и
больше частных лиц покупают себе яхты.
Ожидается, что после окончания глобального
кризиса вновь начнет расти популярность яхт, и снова вырастет спрос
на более крупные и качественные яхты, а также на пристани,
предлагающие различную инфраструктуру, включая водоснабжение и
электроснабжение, вывоз отходов и ремонт судов. Среди
яхтсменов-любителей и застройщиков уже проявился интерес не только
к традиционным проектам, но и к пристаням-пансионатам, сочетающим
услуги по швартовке с предоставлением жилых и коммерческих
помещений, а также помещений для отдыха.
Во Франции, которая традиционно считается самым
дорогим и престижным местом для содержания яхт в Европе,
расположено 43% стоянок Средиземноморья. Однако во Франции они
стоят в полтора раза дороже, чем в Греции или Хорватии, и в два
раза дороже, чем в Черногории. Вот почему на Балканах, потенциал
которых начинает развиваться, строится все больше новых роскошных
морских пристаней.
В Черногории, с ее гористой береговой линией,
ошеломляющими пляжами и прелестными портами венецианской эпохи,
осуществляются два крупнейших в регионе новых проекта по
строительству пристаней для яхт. И это будут не просто причалы для
швартовки. Современные пристани-комплексы будут включать роскошные
гостиницы, рестораны, бары, магазины и даже частные квартиры и
виллы.
Эта идея зародилась в Порт Гримо, рядом с
Сан-Тропе во Франции. Однажды архитектор-яхтсмен Франсуа Споэрри
(Francois Spoerry) понял, что ему хочется пришвартовать яхту прямо
перед своим домом. Он воплотил свою мечту в жизнь, спроектировав
первую в мире пристань для яхт с апартаментами. Это произошло в
1960-х годах, затем эта модель постепенно распространилась на
Испанию, а теперь и на Юго-Восточную Европу.
Проект Porto Montenegro привлекает всеобщее
внимание
Сейчас самым обсуждаемым проектом является
пристань для яхт Porto Montenegro стоимостью 200 миллионов
евро, расположенная в Тивате, в заливе Котор. Это детище канадского
магната Питера Манка (Peter Munk), основателя крупнейшей в мире
золотодобывающей корпорации «Barrick Gold». Пристань будет
расположена на месте бывшей югославской морской базы. В него
войдут: пристань с 650 стоянками, в том числе и для мегаяхт;
пятизвездная гостиница, которой, по всей видимости, будет управлять
компания «Four Seasons»; жилой комплекс Teuta.
Британский консультант по мировой недвижимости
компания «Knight Frank» (www.knightfrank.com) является агентом по
продаже для комплекса Porto Montenegro. Как ожидается, студия,
расположенная в этом комплексе, будет стоить 200 000 евро, а
пентхаус с четырьмя спальнями, террасой и бассейном для ныряния -
1,5 миллиона евро. Все квартиры будут продаваться вместе с
предложением аренды стоянки на пристани для яхт с 75%-ной
скидкой.
Сотрудник компания «Knight Frank» Джеймс Прайс
(James Price) говорит: «Среди людей, покупающих квартиры в
комплексе Porto Montenegro, есть как инвесторы, так и конечные
пользователи. Большинство конечных пользователей, по всей
видимости, будут арендовать стоянки для яхт. Уже проявился интерес
покупателей в странах Скандинавии, Бенилюкса, в Германии,
Великобритании, Франции, Монако, Италии и России; кроме того, мы
ожидаем, что будет спрос на Ближнем Востоке и, возможно, в США».
Относительно инвестиционных перспектив он добавляет: «Ценность
Черногории по сравнению с другими регионами Средиземноморья
заключается в значительном росте скрытого капитала».
Остров Святого Марка станет
пристанью-пансионатом
Расположенный поблизости, также в заливе
Котор, маленький зеленый остров Святого Марка превратится в
роскошный курорт стоимостью 450 миллионов евро. За этим проектом
стоит российская инвестиционная Группа «Метрополь», а всем
комплексом будет управлять сингапурская компания «Banyan Tree».
Комплекс должен войти в строй в 2011 году. Он объединит пристань
для яхт, шестизвездную гостиницу, виллы и бунгало, а также
вертолетную площадку. Британская компания по продаже недвижимости
«Savills» является управляющей компанией по развитию и
эксклюзивным глобальным агентом по продажам для комплекса острова
Святого Марка.
Сотрудник компании «Savills» Даниэль фон
Барловен (Daniel von Barloewen) так характеризует потенциальных
покупателей жилой недвижимости на острове Святого Марка: «Русские с
крупным капиталом, спортивные и медийные знаменитости, в возрасте
35-55 лет». Далее он поясняет: «Сейчас свыше 80 % покупателей
недвижимости в Черногории – это русские. Это происходит вследствие
культурной и исторической близости России и Черногории. Кроме того,
в России Черногория считается самым близким к России
привилегированным местом отдыха в Средиземноморье (другими главными
российскими «местами летнего отдыха» являются Франция, Кипр и
Турция). Еще одна причина состоит в том, что из-за низкой
надежности ипотеки в России русские, как правило, держат около
150-350 тысяч евро в ликвидных фондах, и очень хотят вложить свой
капитал в такую недвижимость за пределами России, которая обладает
хорошим инвестиционным потенциалом».
Цены на недвижимость в 2010 году поднимутся на
12-17 %
В отношении инвестиционных перспектив фон
Барловен говорит: «Судя по текущему состоянию рынка, мы ожидаем,
что средние цены на недвижимость в Черногории вырастут в 2009 году
приблизительно на 5 %, а в течение 2010 года – еще примерно на 12
-17 %, поскольку в это период начнется строительство и последующие
продажи в проектах «Остров Святого Марка» и «Porto Montenegro».
Самое главное – не забывать, что старая модель продаж объектов
незавершенного строительства с наступлением кризиса кредитования
ушла в прошлое. Достижимые цены продаж в Черногории (как и во
многих других странах) будут сильно зависеть от того, будут ли
местные и международные банки предоставлять ипотечные кредиты
покупателям для приобретения объектов незавершенного строительства.
Поскольку инфраструктура продолжает улучшаться и ипотека становится
доступной, мы ожидаем, что и граждане других стран, например,
англичане, бельгийцы, скандинавы и немцы, снова начнут приобретать
недвижимость в Черногории».
Сотрудник компании «Knight Frank» Джеймс Прайс говорит:
«Конечно, строительство пристани для яхт в Porto Montenegro
приведет к повышению качества недвижимости и цен на нее в районе
залива Котор, а также, без сомнения, и вообще в Черногории». То же
самое уже произошло в соседней Хорватии, в которой располагаются 56
пристаней, большинство которых работает уже в течение длительного
времени. «Пристани для яхт в Хорватии оказали благоприятное
воздействие на местный рынок», - говорит сотрудник британской
компании «Croatia Select» Андре Вильдинг (André
Wilding).
На очереди – Кипр
Другой пример развивающихся проектов пристаней для яхт и
недвижимости в Юго-Восточной Европе - планируемая постройка
пристани «Limassol Marina» за 250 миллионов евро. Эта пристань станет первым подобным роскошным
комплексом на Кипре. В него войдут стоянки для 600 лодок, два
искусственных полуострова с пляжем и гостиницами для яхтсменов, а
также виллы с садами и специальными стоянками для яхт. «Таким
образом, вы сможете, подъехав на автомобиле, попасть на свою виллу,
войдя в одну дверь, а затем, выйдя в другую, очутиться на своей
яхте». Как только будет получено разрешение на строительство, цены
на недвижимость в этой зоне в краткосрочном или среднесрочном плане
вырастут.