Проект Горьковского автозавода теряет льготы
из-за снижения объемов производства
Мария Кузнецова
Правительство Нижегородской области корректирует
параметры поддержки проекта Горьковского автозавода по выпуску
легковых автомобилей Volga Siber. Власти планируют сократить почти
на треть — с 416 млн руб. до 287 млн руб. — объем налоговых льгот,
предоставляемых предприятию. Чиновники объясняют свои действия
снижением бюджетного эффекта от реализации проекта ГАЗа, объем
производства которого оказался значительно ниже ранее заявленного
уровня. То, что инвестсоглашение с нижегородским правительством
продолжает действовать в условиях сокращения производственных
показателей, по мнению экспертов, свидетельствует о намерении ГАЗа
сохранить проект по выпуску легковых автомобилей.
Вчера комитет по экономике и комитет по бюджету
регионального законодательного собрания поддержали законопроект «Об
утверждении дополнительного инвестиционного соглашения между
правительством Нижегородской области и ОАО „Горьковский
автомобильный завод“ о предоставлении государственной поддержки»
(первое инвестсоглашение с ГАЗом было утверждено в декабре 2008
года). Документ рекомендовано рассмотреть на ближайшем заседании
заксобрания. Речь идет о снижении на 31% — с 416 млн руб. до 287
млн руб. — объема льгот по налогу на имущество, предоставляемых ОАО
ГАЗ в рамках проекта по выпуску легковых автомобилей Volga Siber.
Замминистра инвестполитики региона Андрей Гнеушев объяснил
предлагаемые изменения снижением с 583,9 млн руб. до 305 млн руб.
бюджетного эффекта от реализации проекта ГАЗа: «Инвестиции в проект
сокращены с 7,2 млрд руб. до 6,4 млрд руб., объем производства
автомобилей — с 328,2 тыс. до 99,35 тыс., срок окупаемости
увеличивается с 80 до 97 месяцев, а количество рабочих мест
уменьшилось с 1,23 тыс. до 1,07 тыс.»
Серийное производство Volga Siber Горьковский
автозавод начал в июле прошлого года, продажи автомобилей начались
в ноябре. До конца года ГАЗ собирался выпустить 10 тыс.
легковых машин примерной стоимостью 600 тыс. руб. на
производственной площадке годовой мощностью 100 тыс.
автомобилей, однако в итоге произвел лишь 1,72 тыс. автомобилей. А
уже в марте 2009 года конвейер по выпуску Volga Siber был
остановлен из-за отсутствия запланированного спроса на продукцию: к
тому моменту объем продаж составил около 1 тыс. автомобилей. В июне
конвейер был запущен, а ГАЗ пообещал реализовать до конца года
более 8 тыс. легковых машин: упор в продажах производитель сделал
на сотрудничество с государственными структурами и корпоративными
клиентами. Вчера президент ОАО ГАЗ Николай Пугин сообщил, что за
семь месяцев 2009 года было продано 800 легковых автомобилей
(выпущено — около 1 тыс.), а в сентябре планируется выпустить на
заказ 532 машины.
Работа над инвестсоглашением с
нижегородским правительством в условиях значительного сокращения
объемов производства по сравнению с запланированным уровнем, по
мнению аналитика ИФК «Метрополь» Михаила Пака, свидетельствует о
намерении ГАЗа сохранить проект по выпуску легковых автомобилей:
«ГАЗ старается сохранить лицо там, где было потрачено много денег и
усилий. Кроме этого, автопроизводитель пытается поддержать конвейер
в рабочем состоянии еще и потому, что наверняка не теряет надежды
на сотрудничество с концерном Opel, на акции которого претендует
консорциум Сбербанка и канадской Magna». Глава бюджетного
комитета регионального заксобрания Александр Шаронов напомнил о
том, что в случае расторжения соглашения о налоговой поддержке, то
есть невыполнения обязательств ГАЗом, предприятие должно будет
компенсировать местному бюджету его потери: «Компенсацию бюджетных
затрат предусматривает региональный закон „О поддержке
инвестиционной деятельности“, действие которого распространяется на
все работающие в регионе компании». «Потеря 400 млн руб. или 200
млн руб. — практически ничего для ГАЗа в условиях наличия
многомиллиардного долга и возможного ухудшения имиджа», — заключает
аналитик ИК «Тройка Диалог» Михаил Ганелин.