«Седьмой Континент» станет прозрачнее
Одна из ведущих ритейловых сетей России выходит на открытый рынок
акций
Андрей Сердечнов
Сегодня ОАО «Седьмой Континент» начинает
первичное публичное размещение акций (IPO). Всего планируется
разместить до 8 млн 415 тыс. 573 обыкновенных акций номиналом 50
коп. Цена одной обыкновенной акции компании определена в 275 руб. С
помощью проведения IPO «Седьмой Континент» планирует привлечь
порядка 80 млн долл., которые будут потрачены на развитие компании
и на борьбу с главным конкурентом – торговой сетью «Перекресток».
Аналитики говорят, что размещение акций компании на российских
биржах пройдет успешно, однако что касается дальнейшего выхода на
западные рынки акций – а российское размещение является подготовкой
к нему, – то здесь компания, возможно, столкнется с трудностями,
связанными с несовершенством ее акционерной
структуры. Торговая сеть ОАО «Седьмой Континент» была
образована в 1994 г., на сегодня в Москве работает 63 магазин сети.
С 2004 г. ЗАО «7К Инвест-Холдинг» владеет 100% ОАО «Седьмой
Континент», а также некоторой долей в ОАО «Столичные Гастрономы»
(27%). Основные акционеры ЗАО «7К Инвест-Холдинг» - г-н Груздев и
г-н Занадворов и члены их семей, владеющие по 50% -1 акциями
компании. «Столичные гастрономы» - одна из компаний, у которых
«Седьмой Континент» арендует недвижимость под свои магазины.
Патенты на торговые марки «Седьмой Континент», «Пять звезд» и «Семь
шагов» принадлежат компании ОАО «Седьмой Континент». Чистая прибыль
ОАО «Седьмой Континент» в первом полугодии 2004 г. составила 328
млн 235 тыс. руб. против убытка в 5 млн 15 тыс. руб. в январе –
июне 2003 г. Торговая сеть объявила о планах провести IPO еще летом
2003 г. Фактически же оно начнется только сегодня. В самой
компании «Седьмой Континент» в четверг свой выход на IPO RBC daily
не прокомментировали, сославшись на юридические требования к
раскрытию информации. Между тем ранее руководство розничной сети
сообщало, что за счет размещения акций на российских биржах
компания планирует выручить порядка 80 млн долл. Эти деньги будут
направлены на развитие сети магазинов, а именно на развитие
торгового формата – магазинов «Семь шагов», гипермаркетов «Седьмой
Континент», а также на возможные приобретения и поглощения
магазинов и других торговых сетей. «На момент первого сообщения о выходе
«Седьмого Континента» на IPO его торговая сеть в Москве насчитывала
57 магазинов, в то время как у основного конкурента – сети
«Перекресток» их было 75. Именно тогда руководство «Седьмого
Континента» заявило, что намерено открыть еще 20 магазинов, чтобы
превзойти основного конкурента в столице», – сказала RBC daily
Наталья Мильчакова, аналитик ИФК «Метрополь». По мнению
аналитиков, инициатива «Седьмого Континента» вполне закономерна.
«Ранее «Седьмой Континент»
привлекал средства на развитие, выпуская облигации. По всей
видимости, компания решила, что этот ресурс себя исчерпал, и,
выходя на IPO, она хочет заменить этот источник привлечения
средств», – говорит Наталья Мильчакова. А по словам начальника
аналитического отдела ИК «Проспект» Натальи Одинцовой, для выхода
на IPO у «Седьмого Континента» есть сразу несколько резонов, таких
как начало истории публичного размещения, финансовая и
информационная прозрачность, и, главное, – «получение денег
навсегда». Интересно, что акции «Седьмого Континента» будут
размещаться по несколько завышенной цене. «По нашим оценкам, сегодня цена за
акцию составляет 8 долл., то есть 228 руб. Между тем заявленная
цена размещения составляет 275 руб. за акцию. Правда, хотя акции
«Седьмого Континента» – это изначально бумаги второго эшелона, я
думаю, что их размещение пройдет успешно: сегмент розничной
торговли очень быстро растет и является привлекательным, поэтому
данное размещение будет первым подобным прецедентом, ведь
единственным похожим случаем до этого был выход на IPO аптечной
сети "36,6"», – говорит Наталья Мильчакова. По оценке
аналитиков, то, что на открытом российском рынке акций будут
размещаться бумаги компании, которая фактически не владеет
торговыми помещениями не помешает ее планам. «Российских инвесторов
не испугает информация о том, что сам по себе «Седьмой Континент»
является "оболочечной компанией"», – говорит Наталья Одинцова.
Такого же мнения
придерживаются и в ИФК «Метрополь». «Я не думаю, что эта информация
негативно повлияет на нынешнее размещение акций среди российских
инвесторов. Итоги выхода на IPO просчитываются заранее, и я думаю,
что компания предусмотрела этот фактор. К тому же для российских
инвесторов данная информация, скорее всего, не будет
принципиальной», – отмечает Наталья Мильчакова. Тем не
менее известно, что в перспективе компания рассчитывает привлекать
западных инвесторов, а они будут более требовательными. «Еще несколько лет назад руководство
«Седьмого Континента» отмечало, что им нужны только западные
инвесторы, а российские покупатели акций их не интересуют. Теперь
же ситуация изменилась с точностью до наоборот – не исключено, что
из-за отсутствия интереса западных инвесторов к акциям «Седьмого
Континента» эта компания проводит первичное размещение в России.
Если нынешнее размещение пройдет успешно, компания выпустит бумаги
ADR первого уровня, что будет попыткой найти зарубежных инвесторов.
Но последних может отпугнуть то, что «Седьмой Континент» – это
100%-ная дочка одного холдинга, который принадлежит двум физическим
лицам, что не отвечает требованиям ведения бизнеса в западных
странах», – говорит Наталья Мильчакова. Подобного мнения
придерживаются и в «Проспекте». «Что касается привлечения в
перспективе зарубежных инвесторов, то компании через несколько лет
придется подумать, как лучше изменить свою акционерную структуру,
которая в нынешнем виде действительно может отпугнуть зарубежных
инвесторов», – считает Наталья Одинцова.