РосБизнесКонсалтинг: По мнению экспертов, выход РФ из проекта "Бургас-Александруполис" ожидаем и не должен иметь негативных последствий
Выход РФ из проекта строительства нефтепровода
Бургас-Александруполис ожидаем и не должен иметь негативных
последствий. Такую оценку высказали опрошенные РБК эксперты,
комментируя информацию СМИ о возможном прекращении финансирования
проекта российской стороной.
По словам аналитика ИФК "Метрополь" Александра Назарова,
несмотря на то, что проект обсуждается с 1995г., практически его
реализация так и не началась. "Это говорит о том, что проект
"мертворожденный", - отмечает эксперт. Он также сомневается, что
нефтяникам могут понадобиться какие-либо альтернативные проекты. По
его мнению, мощностей для транспортировки российской нефти на
сегодняшний день достаточно.
По мнению аналитика компании Rye, Man & Gor Securities
Константина Юминова, предполагаемый выход из проекта более связан с
политикой, чем с экономикой. В течение долгого времени Болгария не
могла согласовать экологическую составляющую проекта, что
значительно тормозило его реализацию. Правительство Болгарии
неоднократно заявляло о том, что проект "Бургас-Александруполис" ей
малоинтересен, вероятно, "выбивая" таким образом для себя более
привлекательные условия, говорит аналитик "Инвесткафе" Анастасия
Соснова.
Эксперты считают, что альтернативой болгарскому проекту может стать
турецкий Самсун-Джейхан. Однако он более дорогостоящий и стоимость
транспортировки нефти по нему выше, полагает К.Юминов. По
предварительным оценкам, стоимость строительства 550-километрового
нефтепровода составит 4 млрд долл. Он длинней и дороже нефтепровода
Бургас-Александруполис, длина которого 282 км, а ориентировочная
стоимость - 1,5 млрд долл. Турецкий нефтепровод должен пройти по
местности с трудным ландшафтом, отмечал ранее аналитик "Уралсиб"
Алексей Кокин.
При этом аналитики сходятся во мнении, что предполагаемый выход из
проекта, реализация которого так и не началась, не должен принести
никаких существенных последствий для российских компаний. Более
того, если РФ будет участвовать в проекте "Самсун-Джейхан", Турция
может оказать поддержку Газпрому в рамках проекта "Южный поток",
полагают эксперты.
Напомним, что, по неофициальной информации СМИ, российские
участники проекта - ОАО "Газпром нефть", ОАО "Роснефть" и ОАО
"Транснефть" 17 февраля в Риме на заседании наблюдательного совета
и собрании акционеров оператора проекта - компании Trans-Balkan
Pipeline B.V. должны объявить о прекращении его финансирования. В
"Роснефти" и в "Газпром нефти" РБК не стали комментировать эту
информацию. При этом в ОАО "Транснефть" ее опровергли, отметив, что
речь идет только о сокращении финансирования.
Строительство 282-километрового трансбалканского нефтепровода
Бургас-Александруполис должно обеспечить поставки российской нефти
в греческий порт Александруполис через территорию Болгарии, минуя
турецкий Босфор. Особенно актуально его строительство стало в свете
расширение мощностей Каспийского трубопроводного консорциума
(нефтепровод Тенгиз-Новороссийск) до 67 млн т. Данный проект уже
долгое время является предметом спора и между Россией и
Болгарией.
Оператор проекта - компания Trans-Balkan Pipeline B.V. была
зарегистрирована 6 февраля 2008г. в Амстердаме (Нидерланды) в целях
реализации трехстороннего соглашения между правительствами России,
Болгарии и Греции по строительству и эксплуатации нефтепровода
Бургас-Александруполис, подписанного в Афинах (Греция) 15 марта
2007г. В этой компании российскому трубопроводному консорциуму
"Бургас-Александруполис" принадлежит 51%. Российская доля была
поделена между "Транснефтью", "Роснефтью" и "Газпром нефтью".
Греческая доля в проектной компании в размере 24,5% распределена
между консорциумом компаний Hellenic Petroleum и Thraki (23,5%) и
правительством республики (1%). Долей в размере 24,5% в общем
проекте владеет болгарская проектная компания
"Бургас-Александруполис БГ", участниками которой являются
Technoexportstroy и газовая корпорация АО "Булгаргаз".