Недолгая радость
"АвтоВАЗ" хочет уменьшить дивиденды
Мария Рожкова
Ведомости
17 мая 2002 г.
В 2001 г. "АвтоВАЗ" впервые в своей истории
получил 2,3 млрд руб. чистой прибыли, и в этом году акционеры
завода наконец получат дивиденды. Уставный капитал автомобильной
компании состоит из 27,2 млн обыкновенных и 4,9 млн
привилегированных акций. Совет директоров рекомендовал собранию
акционеров выплачивать дивиденды только на привилегированные акции.
Устав "АвтоВАЗа" обязывает направлять на выплату дивидендов по этим
акциям 10% чистой прибыли. Таким образом, по итогам собрания на
каждую такую акцию должно быть выплачено 47,6 руб. Миноритарные
акционеры компании и фондовые игроки ждали хороших дивидендов.
Из-за этого капитализация "АвтоВАЗа" больше года росла как на
дрожжах. Только с начала 2002 г. обыкновенные акции завода выросли
на 94% , а привилегированные - на 32,8% (цена последних сделок по
этим бумагам - $33,8 и $17 соответственно). Но поправка в устав,
которую по предложению менеджмента рассмотрит собрание акционеров,
может положить конец этой тенденции. "Раньше цена [акций
"АвтоВАЗа"] росла в ожидании позитивных изменений в корпоративном
управлении, - говорит аналитик "Тройки Диалог " Андрей Иванов. -
Руководство завода заявляло, что будет выплачивать дивиденды,
повышать капитализацию, привлекать кредиты, продавать акции, у
завода появится стратегический инвестор - американская General
Motors. Мы ждали каких-то событий, но все осталось только на
словах". За внесение поправки в устав должны проголосовать
владельцы 75% привилегированных акций. Те, кто будет голосовать
против, получат право продать обществу свои акции. Цену выкупа,
которая по закону не должна быть ниже рыночной, определят
независимый оценщик и совет директоров. Большая часть
привилегированных акций принадлежит структурам, дружественным
руководству завода, и сотрудникам предприятия. Но как именно эти
бумаги распределены между разными владельцами, рынку неизвестно.
Главный аналитик управления активами ИФК "Метрополь" Андрей
Беспалов считает, что миноритариям не удастся заблокировать
принятие поправок. Иванов и Александр Агибалов из "Атона" думают,
что, действуя согласованно, инвесторы могли бы сохранить дивиденды
следующего года на уровне 10% от прибыли.Если поправка все-таки
пройдет, привлекательность акций "АвтоВАЗа" заметно снизится: по
словам Агибалова, будет утрачена предсказуемость в вопросе о
дивидендах за 2002 и последующие годы. Кроме того, у миноритариев
уже сейчас возникает вопрос о цене, по которой компания предложит
им продать акции. "Это создает неопределенность, и мы приняли
решение сменить нашу рекомендацию в отношении акций "АвтоВАЗа" с
"покупать" на "держать", - говорит Иванов из "Тройки". Он считает
предлагаемую поправку недружественным жестом по отношению к
миноритариям. По мнению Беспалова из "Метрополя", заработать на
выкупе акций "АвтоВАЗом" смогут только работники завода, которым
бумаги достались задешево на заре приватизации, и инсайдеры,
которые заранее приобрели акции, зная о перспективах выкупа. "Те же
инвесторы, которые прибежали на рынок акций "АвтоВАЗа" недавно и
покупали их по безумным ценам, несут риски и сильно потеряют", -
говорит Беспалов. Директор по учету, налогам и аудиту "АвтоВАЗа"
Николай Хатунцов не стал комментировать предлагаемую отмену
гарантированных 10% -ных дивидендов на префы. Получить комментарии
в пресс-службе компании также не удалось.