Сергей Суворов
Информацию о том, что крупнейшая
интернет-компания России не будет проводить первичного размещения
акций в текущем году, AdIndex.ru подтвердили в «Яндекс». В компании
отметили, что IPO «никогда не являлось самоцелью» и рассматривается
как одна из возможностей.
Ранее некоторые аналитики сходились на том, что «Яндекс» проведет
IPO в 2010 году. Например, аналитик ИФК «Метрополь»
Сергей Васин считал, что в 2010 году компания может успешно
разместиться по цене 1,5−2 млрд. долларов. Осенью
2008 года инвестдома полагали, что в 2010 году «Яндекс» может
получить оценку в 3 млрд. долларов.
Напомним, что изначально «Яндекс» планировал разместиться еще в
2008 году. К IPO компанию готовили Morgan Stanly и «Ренессанс
Капитал». Однако мировой экономический кризис заставил компанию
перенести планы сначала на 2009 год, затем и на 2010 год. В
сентябре 2009 года «Яндекс» продал одну золотую акцию. Сбербанку по
цене 1 евро. Золотая акция позволяет блокировать сделки с пакетом
более 25%. Благодаря этому государственный банк получил контроль
над действиями «Яндекса». К примеру, государство может запретить
уход поисковика из России. Продажу золотой акции осенью 2009 года
аналитики оценивали как этап подготовки к IPO.
IPO на американской площадке высокотехнологичных компаний NASDAQ
году провел уже китайский аналог «Яндекса» Baidu. 5 августа 2005
года, в день IPO, акции Baidu установили рекорд десятилетия:
выставленные по начальной цене 27 долларов за штуку, к концу торгов
подорожали почтив 5 раз. На биржу инвестиционные компании
отправляли и Mail.ru, но в компании планов в отношении размещения
акций не озвучивают. Mail.ru, как и «Яндекс», переносит сроки IPO
еще с 2008 года.
Годовой оборот «Яндекс» в 2009 году вырос на 14% и составил 8,7
млрд рублей (278 млн долларов). Бульшую часть доходов компании
около 86% принесла контекстная реклама. Еще около 11% — медийная.
По данным TNS, ежемесячная аудитория «Яндекса» в 2009 году выросла
на 29% и составила 22,7 млн пользователей. По данным ComScore, в
2009 году «Яндекс» стал самой быстрорастущей поисковой системой в
мире рост количества поисковых запросов составил 91%. По данным
LiveInternet.ru, доля «Яндекса» в поиске выросла за первый квартал
на с 58,9% до 62,9%. (доли других игроков уменьшились: Google с
23,4% до 21,9%, Mail.ru с 10% до 8,3%, Rambler с 3,4% до 3%).
Планку в 60% она превысила впервые. Кроме России, поисковик
присутствует на Украине, в Казахстане и Беларуси. И, как уточнили
AdIndex.ru в «Яндекс», рассматривается возможность работы и в
других странах.