Обратная сторона роста "Балтики"
Наталья Мильчакова, аналитик ИФК "Метрополь"
Опубликованная сегодня годовая отчетность
Балтики в US GAAP достаточно противоречива. Несмотря на рекордный
рост объема продаж в натуральном выражении на 23% и выручки на 35%,
"вес" в 1 млрд. долларов выручки так и не был "взят", несмотря на
ряд оптимистичных прогнозов. "А мне больше и не надо!", -
вспоминается реклама тарифов известного сотового оператора.
Некоторые параллели с Вымпелкомом сегодня не случайны, но об этом
далее.
До миллиардного оборота компания "не дотянула",
чуть-чуть, несмотря на то, что в выручку теперь включается и
стоимость тары. И это говорит, во-первых, об острой конкуренции на
пивном рынке /напомним, что выручка ближайшего конкурента SUN
Interbrew выросла на 28%, меньше, чем у Балтики, но конкурент
темпов в прошедшем году тоже не снижал/, во-вторых, о том, что у
Балтики были пределы повышения цен на пиво, опять же, из-за
конкуренции. Несмотря на то, что по ряду ассортиментных позиций
отпускная цена выросла на 7%, в среднем Балтика снизила цены на 4%.
Это связано с тем, что наибольшие темпы роста /выше 200%/
показывают региональные бренды "ДВ" и "Самара", которые
позиционируются в дешевом ценовом сегменте. Высокие темпы роста так
же показывает лицензионный бренд Carlsberg, но, по нашей оценке, он
приносит компании всего 2% дохода.
Результаты по EBITDA, операционной и чистой
прибыли не впечатляют. EBITDA выросла на 11% до $227 млн. Норма
EBITDА снизилась с 31% до 25%, чистая прибыль сократилась с 17% до
14%. Причины снижения заключаются в основном в том, что
себестоимость росла опережающими темпами по отношению к выручке
/38% против 35%-ного роста выручки/. Конкурент Балтики SUN
Interbrew в отчетном году добился большего контроля над ростом
себестоимости. По нашему мнению, рост затрат был связан с ростом
стоимости тары. Цены на алюминий весь прошлый год оставались
высокими, что привело к удорожанию алюминиевых банок, то же можно
сказать и про стоимость полиэтиленовых бутылок, которая привязана к
высоким ценам на нефть и продукты нефтехимии. Кроме того, свою роль
в снижении рентабельности сыграли затраты на рекламную компанию
ведущих брендов. В то же время стоит отметить, что по нашим
расчетам у Балтики себестоимость производства 1 л пива составляет $
0,276, у SUN Interbrew около $0,27, то есть показатели
себестоимости конкурентов в настоящее время сравнимы, а,
следовательно, они еще жестче будут бороться друг с другом за
каждый дополнительный процент рыночной доли.
Чистая прибыль выросла на 7% до $ 132 млн.
долл., хотя прогноз консенсуса приближался к $ 200 млн. По нашему
мнению, снижение чистой прибыли так же является следствием высоких
темпов роста затрат. Достаточно неприятным сюрпризом для экспертов
стала информация в отчетности Балтики о том, что компания в
настоящее время судится с налоговыми органами по поводу своей
100%-ной дочки "Лизинг-Оптимум", которой были предъявлены налоговые
претензии на сумму $10 млн. за 2002-2003 гг. На наш взгляд, это,
скорее, "техническая" претензия, связанная с тем, что после
принятия Налогового кодекса изменилась методика расчета
налогооблагаемой базы, а дочерняя компания рассчитывала налог на
прибыль по-старому. Поэтому Балтика, вероятно, считает, что
обвинения в якобы уклонении дочерней компании от налогов
необоснованны и уверена в успешном исходе судебного процесса.
Напоминает некоторое повторение ситуации с Вымпелкомом, но только
без политическог аспекта. По нашему мнению, новости о
противоречивой отчетности Балтики уже учтены рынком.