Строительство новой железнодорожной линии
обеспечит ВСЖД доступ к месторождениям Бурятии
Владимир Капустин
Минимум до 170 млн тонн возрастёт годовой объём
грузоперевозок Восточно-Сибирской железной дороги с введением в
строй линии Могзон – Новый Уоян, которая соединит Транссиб и
Байкало-Амурскую магистраль.
Прокладка 700-километрового участка с юга
Забайкалья на север Республики Бурятия – один из наиболее важных
проектов, который планируется реализовать на ВСЖД в рамках
исполнения «Стратегии развития железнодорожного транспорта в РФ до
2030 года».
«Рокада соединит важнейшие транспортные артерии
страны, что позволит перенаправить грузы с Транссиба на БАМ и
обратно. Не менее важно и то, что стимул к развитию получат
месторождения Бурятии – здесь много разведанных залежей
дорогостоящих природных ресурсов, для вывоза которых необходима
транспортная инфраструктура», – отмечает начальник ВСЖД Алексей
Воротилкин.
Так, по оценкам Олега Михайленко,
генерального директора корпорации «Металлы Восточной Сибири»,
владеющей лицензией на разработку бурятских недр, ввод в строй
одного только Озёрного горно-обогатительного комбината,
строительство которого должно начаться в следующем году, позволит
ежегодно производить 500 – 600 тыс. тонн цинкового и около 50 тыс.
тонн свинцового концентратов, обеспечив существенный рост
грузоперевозок магистрали.
«Еще около 2 млн тонн цинковой и
свинцовой руды в год планируется добывать на Холоднинском
месторождении», – говорит Олег Михайленко.
Предполагается, что новая железнодорожная
магистраль пройдёт через тайгу, реки, болота, Южно-Муйский хребет,
другие природные препятствия и сомкнется с Байкало-Амурской
магистралью в 180 км к востоку от Байкала. По сложности
строительства и своей протяжённости дорога сопоставима с Западным
участком БАМа от станции Лена до Северобайкальска.
Причём строительство участка уже начиналось в
80-х годах прошлого века. Тогда было отсыпано 25 км пути и
возведено два моста. Однако проект пришлось заморозить из-за
нехватки средств. Сейчас вопрос возобновления строительства
фактически решён – заявку на прокладку линии уже одобрил
Инвестиционный фонд РФ. Вместе с тем финансировать строительство,
конечная цена которого пока не определена, помимо госбюджета и ОАО
«РЖД», будут и сторонние компании. Так, о готовности принять
участие в проекте уже заявили инвестиционно-финансовая компания
«Метрополь», ОАО «ГидроОГК», государственная корпорация «ТВЭЛ».
Участие последней, занимающейся обеспечением потребностей атомных
реакторов в России, связано с планами по развитию Хиагдинского
уранового месторождения. Корпорация намерена построить здесь завод
мощностью 2 тыс. тонн урановой руды в год.
Эти компании предположительно возьмут на себя
частичное финансирование строительства 165-километрового южного
отрезка нового участка, соединяющего станции Могзон и Озёрное.
Более протяжённая северная часть – 536 км пути от Озёрного до
станции Новый Уоян – будет построена за счет Инвестфонда РФ и
средств ОАО «РЖД». В строительстве южного отрезка также примут
участие Читинская область и Республика Бурятия.
Как рассказал «Гудку» Валерий Халанов, исполнительный
директор «Корпорации развития Забайкалья», созданной на основе
государственно-частного партнерства специально для строительства
новой магистрали, сейчас заинтересованные стороны ожидают решения
правительственной комиссии, которая рассмотрит заявку корпорации на
разработку проектно-сметной документации.
«Для нас этот проект – стержень программы
социально-экономического развития Бурятии, – заявил президент
республики Вячеслав Наговицын. – В период с 2008 по 2015 год объём
финансирования программы только развития инфраструктуры БАМа
составит порядка 37 млрд руб. На эти средства запланировано
строительство новых разъездов, вторых путей, в том числе на
бурятских участках магистрали, реконструкция тоннелей. Мы
рассчитываем, что благодаря программе начнут развиваться и
экономика, и социальная сфера северных территорий Бурятии. Сегодня
они являются депрессивными».
Вместе с тем проект не закрыт для корректировок.
Так, руководство ОАО «ГидроОГК» (дочерняя компания РАО «ЕЭС») не
исключает, что трасса сомкнётся с БАМом несколько восточнее, ближе
к Витиму.
«Представители этой компании считают, что
корректировка трассы к востоку может создать более благоприятные
условия для строительства Мокской ГЭС с расчётной мощностью 1300
МВт, – заявил «Гудку» министр строительства Республики Бурятия
Владимир Рубан. – Безусловно, без наращивания энергетических
мощностей дальнейшее освоение месторождений на БАМе будет
проблематичным. Но такой маршрут железной дороги предполагает
участие энергетиков в финансировании строительства».