"Аэрофлот" меняет
курс
На 30 руб. за доллар
Илья Хренников, Татьяна Романова
"Аэрофлоту" надоело терять деньги
из-за падения курса американской валюты. С 1 февраля ведущий
авиаперевозчик страны продает билеты на свои международные рейсы по
курсу 30 руб. /$. Компания может выручить на этом 1 млрд руб.
"Аэрофлот" - крупнейший российский авиаперевозчик. В прошлом
году перевез 5,84 млн пассажиров. По стандартам IAS, чистая прибыль
"Аэрофлота" за девять месяцев 2003 г. составила $89,5 млн, доходы
от перевозок - $980,8 млн. Государству принадлежит 51,17% акций
"Аэрофлота", Национальному резервному банку (НРБ) - около 30%.
С 1 февраля билеты на международные рейсы
"Аэрофлота" подорожали. "Раньше мы продавали билеты на них в
условных единицах, фактически долларах США, по курсу Центробанка на
день оплаты. С 1 февраля приказом по компании у. е. приравнена к 30
руб., - объясняет замдиректора "Аэрофлота" Лев Кошляков. - В
годовом плане у нас как раз заложен курс 30 руб. за доллар".
Туроператоры расстроены решением "Аэрофлота".
"Авиакомпания никого не предупредила, просто прислала в понедельник
факс, что теперь курс 30 руб. /$. А мы собирали деньги с клиентов
еще в январе, по курсу ЦБ, и потеряли около $20 с каждого
проданного билета", - сетует гендиректор "Туринфо РФР" Михаил
Лапшин. По оценке замдиректора компании "Инна-Тур" Дмитрия
Горина, билеты "Аэрофлота" подорожали в среднем на 5,3%. "Мы
собираемся вести переговоры с "Аэрофлотом", чтобы на остаток
зимнего сезона (февраль - март) были сохранены прежние условия
взаиморасчетов - по курсу ЦБ", - говорит Горин.
Экономист ИК "Тройка Диалог " Антон Струченевский
считает действия "Аэрофлота" оправданными, поскольку рублевые
издержки компании будут расти вместе с инфляцией. Представитель
"Аэрофлота" поясняет, что компания несет значительную часть
издержек в валютах, укрепляющихся по отношению к доллару. Расходы
на закупку топлива и зарплаты персоналу производятся в рублях, а на
содержание зарубежных представительств - в евро, поэтому ослабление
доллара ведет к падению прибыли. По прогнозам "Тройки
Диалог ", к концу 2004 г. доллар подешевеет до 28 руб. Аналитик ИФК
"Метрополь" Денис Нуштаев оценивает выручку "Аэрофлота" от
международных перевозок примерно в $650 млн (большая ее часть
поступает в рублях). Введение внутрикорпоративного курса доллара
позволит компании увеличить свою годовую выручку на 1 млрд руб.
"Я бы на месте "Аэрофлота" давно уже перевел цены в
евро", - рассуждает гендиректор консалтинговой компании Infomost
Борис Рыбак. Однако, по словам Кошлякова, "Аэрофлот" не будет этого
делать, потому что расчеты с иностранными авиакомпаниями по
правилам авиатранспортной ассоциации IATA ведутся в долларах.
Представитель по связям с общественностью авиакомпании
Lufthansa Анна Зайцева говорит, что цены на билеты ее компании
номинированы в долларах. Лапшин из "Туринфо РФР" напоминает,
что иностранные компании пользуются различными системами
бронирования, в которых собственное курсообразование. "Например,
British Airways пользуется системой бронирования Gabriel. Курс
Gabriel равен примерно 29,54 в рублях. Он часто меняется, в среднем
на рубль выше, чем курс ЦБ", - поясняет Лапшин. Другие
российские авиаперевозчики не спешат последовать примеру
"Аэрофлота". Представители "Трансаэро" и "Пулково" сказали, что
билеты на их международные рейсы по-прежнему оплачиваются по
официальному курсу рубля к доллару. А пресс-секретарь "Сибири"
Михаил Кошман говорит, что у его авиакомпании цены на международные
перевозки номинированы в местной валюте: "Если это Германия - то
евро, если Китай - то юани, российский пассажир все равно платит в
рублях, а тариф высчитывается по курсу ЦБ на день оплаты".