Александр Уклеев
Объединение автогигантов Mazda и Fiat в
стратегический альянс может произойти уже в следующем месяце.
Представители двух компаний активно обсуждают детали
сотрудничества. Эксперты уверены, что альянс выгоден прежде всего
Fiat, потери которого в Европе только в первой половине 2012 года
составили 354 млн евро. Mazda благодаря альянсу получит новые
возможности на североамериканскиом рынке.
Новый стратегический альянс может появиться в
автомобильном мире уже в октябре. Один из крупнейших японских
автопроизводителей, компания Mazda Motor Corp. и итальянский Fiat
S.p.A. могут договориться о полномасштабном сотрудничестве.
«Мы хотели достичь
данного соглашения в следующем месяце или самое позднее в конце
этого года», – заявил в пятницу на автосалоне в Париже президент
Mazda Такаси Яманоути. Глава компании уверен, что стороны смогут
достичь соглашения. «Мы надеемся на
благоприятный исход», – добавил он.
Детали возможной сделки не разглашаются.
О планах Fiat S.p.A. заключить стратегический
альянс с Mazda впервые стало известно еще в марте этого года.
Компании даже договорились о выпуске
компактного заднеприводного родстера Mazda MX5 и родстера Alfa
Romeo. Предположительно автомобили будут производить на заводе
японской компании в Хиросиме. Выпуск нового родстера Alfa Romeo
начнутся в 2015 году. Mazda MX5 четвертого поколения выйдет
ориентировочно в 2013-м.
Гендиректор Fiat Серджо Маркионне заявил, что
совместная работа с одним из японских автомобильных гигантов
поможет прежде всего самой компании. Соглашение позволит
существенно укрепить позиции автопроизводителя в Азии. Долговой
кризис в Европе, оказавший огромное негативное влияние на
авторынок, привел к тому, что Fiat переживает едва ли не рекордное
падение спроса на свои автомобили, как внутри Италии, так и на
континенте в целом. В связи с этим финансовый директор Volkswagen
Ханс-Дитер Петш, перед открытием Парижского автосалона заявил, что
некоторым автокомпаниям без госсподдержки грозит банкротство. В
своем выступлении Петш подчеркнул, что проблемы, прежде всего,
ожидают заводы из Южной Европы, производящих малолитражки. Это был
прямой намек на Fiat, с главой которого у Volkswagen крайне
напряженные отношения.
Несмотря на то, что в целом общая прибыль
Fiat, которому принадлежит еще и часть Chrysler Group, по итогам
года ожидается на уровне 1,2 млрд евро, потери концерна в Европе
ожидаются на уровне 700 млн евро. Тем не менее, Маркионне, несмотря
на убыточность европейских подразделений, намерен сохранить и
защитить промышленное производство группы в Италии. В компании
планируют это сделать за счет расширения производства и рынков за
пределами страны. Кроме того, для сокращения издержек Fiat
приостановит инвестиции в развитие производства на внутреннем рынке
и сократит общие расходы в Европе в общей сложности на 500 млн
евро.
«2013 и 2014 годы
будут очень сложными», – заявил Маркионне на Парижском
автосалоне.
По его словам, одна из главных проблем,
стоящих перед европейскими производителями, — избыточные мощности.
Их необходимо сокращать, но это невозможно сделать без политической
воли на национальном и европейском уровне, заметил глава компании.
Действительно, против сокращения заводов, а следовательно и тысяч
рабочих, активно выступают правительства европейских стран, ведь
развитие событий по подобному сценарию может сильно ударить по их
рейтингам.
Еще одним фактором, заставляющим Fiat
объединяться с Mazda, – это отсутствие достойных партнеров для
союза в Европе. После того как PSA Peugeot-Citroen и General Motors
Co создали мощный стратегический альянс, для Fiat в Европе просто
не осталось серьезных партнеров для глобального сотрудничества.
Впрочем с отдельными компаниями итальянцы уже сейчас имеют
налаженное партнерство. Так, Fiat уже собирает Punto с Opel, Fiat
500 с Ford, а модель Seidici вместе с Suzuki.
В Азию Fiat прорубил окно еще до переговоров с
Mazda. У итальянцев уже есть один действующий завод в Китае,
который выпускает модели Bravo, Freemont, Viaggio и Fiat 500.
Специально для китайского рынка в компании собираются дополнительно
разработать кроссовер, который может быть представлен в 2014 году.
Сейчас в руководстве концерна рассматривают возможность
строительства второго завода в Китае. Об этом Маркионне и директор
совместного предприятия Fiat-Guangzhou Джек Ченг недавно заявили на
заводе в Китае. Новое производство может появится на юге
страны.
Mazda же за счет партнерства с Fiat надеется
снизить свои затраты от прошлогодних убытков, которые составили
$1,3 млрд. 2011-й стал для компании четвертым убыточным годом
подряд. Mazda больше, чем любой другой японский автоконцерн, терпит
убытки из-за колебаний курса национальной валюты. Компания
производит более 70% своих автомобилей на территории Японии,
большая часть из которых идет на экспорт.
По мнению аналитика ИФК «Метрополь» Андрея Рожкова, новый альянс прежде всего
выгоден Fiat.
«Компания сейчас не в лучшей
финансовой форме, отягощена долговыми обязательствами. Это ситуация
очень тормозит развитие бизнеса Fiat. Сотрудничество с Mazda
позволит итальянцам увеличить продажи и расходы на обновление
модельного ряда, на что Fiat не способен в одиночку», – заявил
эксперт «Газете.Ru». Рожков считает, что
Mazda за счет Fiat может получить долю на европейском рынке и
дополнительные выходы на североамериканский рынок, так как сейчас у
Fiat там лучше позиции, чем у японского производителя.
Аналитик уверен, что объединение в
стратегические автоальянсы выгодно всем участникам такого рода
сотрудничества. По прогнозам эксперта Honda в ближайшее время также
может вступить в стратегический альянс, однако с какими из
европейских производителей, пока точно
неизвестно.
http://www.gazeta.ru/auto/2012/09/28_a_4792425.shtml