Мария Киселева
«Аэрофлот» наращивает долю рынка в
отличие от конкурентов, говорится во вчерашнем отчете группы БКС.
По итогам января – мая на компании группы приходилось около 45%
пассажирооборота. За год этот показатель вырос на 7 п. п., а по
итогам 2011 г. был ниже 30% (см. график). Исходя из данных
Росавиации за пять месяцев нынешнего года доли конкурентов падали:
«Сибири» – на 0,3 п. п. до 6,79%, «Трансаэро» – на 0,75 п. п. до
18,7%, «Ютэйр» – на 3,65 п. п. до 4,72%.
Все эти цифры рассчитаны только из показателей
российских авиакомпаний. Данные перевозок иностранных компаний на
российском направлении Росавиация не публикует. По данным
«Аэрофлота», в последние годы они оставались стабильными – менее
20% пассажиропотока. В 2014 г. доля иностранных перевозчиков
незначительно снизилась до 16,7%.
В отчете БКС говорится, что на авиационном рынке
наблюдается естественный процесс консолидации по мере того, как
региональные перевозчики выходят из бизнеса из-за экономических
проблем или неспособности конкурировать с более крупными
компаниями. «Статус национального чемпиона на российском рынке
авиаперевозок означает, что «Аэрофлот» становится главным
выгодополучателем мер, направленных на поддержку отрасли», – пишет
БКС. Наконец, «Аэрофлот» получает от иностранных авиакомпаний
роялти за транссибирские перелеты. Их размер не раскрывается.
Источники «Ведомостей» говорили, что поступления от роялти
составляют несколько сотен миллионов долларов в год. БКС оценивает
поступления от роялти в $150–300 млн.
Представитель «Аэрофлота» среди причин роста
назвал «слабость конкурентов» и сокращение ими провозных емкостей,
а также увеличение транзитного трафика компаниями группы. Благодаря
запуску дискаунтера у компании появилась возможность выдавливать
конкурентов с конкретных направлений и таким образом задействовать
свои самолеты, отмечает аналитик Raiffaisenbank Константин
Юминов.
В каждый период были разные факторы, которые
позволяли «Аэрофлоту» расти, говорит аналитик Газпромбанка Михаил
Ганелин. После кризиса 2008 г. с рынка ушло несколько крупных
игроков – «Эйр юнион», «Скай экспресс» и «Авианова». Их доли
достались «Аэрофлоту», «Трансаэро» и «Ютэйр». «Сибирь» тогда была
вне игры. Компания была сосредоточена на урегулировании отношений с
кредиторами и снижении долгового бремени. Сейчас аналогичные
проблемы у «Трансаэро» и «Ютэйр».
У «Аэрофлота» таких проблем никогда
не было, отмечает аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков. Результат
– даже в этом году компания наращивала флот. Это и позволяет
«Аэрофлоту» единственному из лидеров рынка наращивать
долю. Запуск лоукостера «Победа» (уже вошел в топ-10
российских авиакомпаний) позволил «Аэрофлоту» занять все сегменты
авиаперевозок – от премиальных и региональных до низкобюджетных,
отмечается в отчете БКС.
Чиновники пока не видят проблем в тотальном
доминировании «Аэрофлота». Источник в одном из профильных ведомств
поясняет, что для отрасли в этом нет никакой проблемы. «Такая
ситуация есть на многих мировых рынках», – говорит он. Центральный
аппарат ФАС также не рассматривал в последнее время дел о нарушении
антимонопольного законодательства, пояснил представитель ведомства.
Его коллеги из Минтранса и Росавиации от комментариев
отказались.
http://www.vedomosti.ru/business/articles/2015/07/07/599500-aeroflot-zanyal-45-rinka-aviaperevozok-v-rossii