Замминистра природных ресурсов поторопился
Китай без нефти не останетсяС неожиданным заявлением выступил на днях
заместитель министра природных
ресурсов Кирилл Янков. По его словам, "неприемлемыми" признаны оба
проекта
строительства нефтепровода: и предложенный ЮКОСом - из Ангарска в
Китай (Дацин),
и альтернативный ему план "Транснефти" - из Ангарска в Находку.
Выступление
замминистра удивило и его коллег из министерства, и аналитиков, и
самих
нефтяников. А некоторые эксперты даже склонны видеть в заявлении
Янкова
политическую подоплеку.
Вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев полагает что слова
замминистра были
просто неверно истолкованы. "В компанию поступило официальное
заключение из
экологического департамента МПР, в котором сказано, что наш проект
соответствует
всем экологическим требованиям. Однако доработки требует момент,
связанный со
строительством участка нефтепровода в непосредственной близости от
Байкала. Но
это не окончательное решение. Проект вернули на незначительную
доработку, что
является нормальной практикой", - заявил Сергей Григорьев
"НГ".
Эти слова подтвердил "НГ" и источник в Минприроды. "Комиссия
государственной
экологической экспертизы еще летом вернула проект "Транснефти" на
доработку. Что
касается южного маршрута ЮКОСа, то по нему в принципе нет еще
никакого
заключения", - сказали "НГ" в МПР. Сам ЮКОС от комментариев
воздерживается. "О
чем говорить, если мы не видели официального решения Минприроды?" -
недоумевает
пресс-секретарь компании Александр Шадрин.
Нефтепровод из Ангарска в Дацин стоит 2 млрд. долл. и способен
пропустить до 30
млн. тонн нефти в год. Протяженность этого (так называемого южного)
маршрута
должна составить 2247 км. Предложение "Транснефти" - более
дорогостоящее: 5
млрд. долл. И северный маршрут в полтора раза длиннее. Его
пропускная
способность - 50 млн. тонн нефти, которых, по мнению экспертов, в
России просто
нет.
Правительство вроде бы еще весной приняло компромиссное решение:
нефтепровод
построят из Ангарска в Находку с ответвлением на Дацин. Однако с
тех пор дело не
двигается.
"Маршрут совмещенного проекта еще не ясен. Мы не знаем, ни где
будет проложен
нефтепровод, ни откуда пойдет ответвление на Дацин. Возможно, в
окончательном
варианте труба не затронет ни Байкал, ни национальный парк в
Бурятии. И таким
образом, претензии Минприроды отпадут сами собой", - продолжает
вице-президент
"Транснефти" Сергей Григорьев. "Собственно тот проект, что мы
представили в МПР,
является лишь обоснованием инвестиций. Само ТЭО с подробной
экологической
составляющей еще не готово, да и не будет готово до тех пор, пока
нет
политического решения", - пояснил он. Впрочем, тому, что решение
еще не принято,
в "Транснефти" не удивлены. "Цена этого вопроса для государства
слишком высока",
- считает Сергей Григорьев.
Аналитики с ним согласны, хотя и вкладывают в эти слова иной смысл.
По мнению
эксперта инвестиционной компании "НИКойл" Льва Сныкова, в
выступлении
замминистра природных ресурсов есть политическая подоплека. "Для
правительства
негативные заключения экологов являются дипломатической формой для
отказа от
предыдущих соглашений с Китаем в пользу Японии. Япония предлагает
очень выгодные
условия финансирования строительства нефтепровода, и неудивительно,
что
правительство склоняется к проекту северного маршрута, который
предполагает
экспорт нефти в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, а не только
в Китай", -
заявил Лев Сныков "НГ".
Аналитик компании "Метрополь" Евгений Сацков,
напротив, считает, что нефтепровод
в Китай будет построен, вопрос лишь во времени и в цене. "Проект
ЮКОСа менее
затратный, более экономически обоснованный и подкреплен реальными
планами
компании. Кроме того, если будет реализован план транспортировки
нефти из
Мурманского порта в Северную Америку, то дальневосточный проект
"Транснефти"
будет девальвирован. Нефтяники предпочтут экспортировать нефть
через
глубоководный Мурманский порт", - предположил Евгений Сацков "НГ".
"Негативное
заключение МПР же в данном случае не является определяющим.
Экологические риски
трубопровода "Голубой поток" еще выше, чем у нефтяников, однако это
не помешало
этому проекту", - сказал он.
Анжела
Сикамова
Независимая
Газета