Новости
28  Января  2008
КОМПАНИЯ: Шило в чужом мешке

Леонид Хомерики

Сырьевым компаниям недостаточно просто знать объем своих запасов. Им необходимы научно обоснованные данные о количестве и качестве сырья в недрах месторождений. Российские компании пока только учатся подсчитывать и анализировать свои ресурсные базы, а международные игроки уже предлагают им услуги своих лабораторий.

В 2005 году после длительного судебного разбирательства Royal Dutch/Shell была вынуждена выплатить своим миноритарным акционерам $90 млн компенсации за перевод 20% доказанных запасов в разряд недоказанных. Это были «копейки» по сравнению с $15 млрд капитализации, потерянными англо-голландской нефтяной компанией, по итогам 2004 года. Три топ-менеджера нефтяного холдинга – глава совета директоров Филип Уоттс, глава нефтегазового подразделения Вальтер ван де Вейвер и финансовый директор Джудит Боинтон – лишились своих мест. По словам экспертов, российским нефтяникам, чтобы не столкнуться с похожими проблемами, давно пора начать профессионально анализировать свои запасы углеводородного сырья.

Рыть землю с умом

«Рынок лабораторных сервисов, которые позволяют оценить, насколько рентабельно осваивать имеющиеся ресурсы, в ближайшие годы будет быстро развиваться», – утверждает генеральный директор «Норильского никеля» Денис Морозов. Запасы сырья на российских месторождениях постепенно заканчиваются. По данным American Petroleum Institute, 95% доступных сырьевых источников в мире будут исчерпаны в течение ближайших 56 лет, оставшиеся 5% иссякнут через 88 лет. Сырьевые запасы Канады, Великобритании, Норвегии и США могут кончиться уже через несколько лет, России – лет через десять, Казахстана – через четверть века. Человечеству дано максимум 30 – 50 лет, чтобы найти замену. Однако нефтяники и газовики пока не торопятся менять ситуацию, ожидая, что чиновники введут «налоговые каникулы» для провинций с истощающимися недрами. Участники рынка используют месторождения, запасы которых были оценены еще во времена СССР. О будущем задумываются лишь горно-металлургические холдинги. Многие компании этой отрасли начинают вкладывать деньги от продажи готовой продукции в геологоразведку, чтобы поддерживать объемы производства. «Без химического анализа, то есть без использования лабораторий, геологоразведочная деятельность неэффективна, так как именно химанализ помогает геологам определить содержание и состав металлов в породе», – подтверждает эксперт ИК «Брокеркредитсервис» Олег Петропавловский.

Специальных компаний, которые занимаются оценкой запасов на различных уровнях в российских недрах, считанные единицы. На западном рынке аналогичные услуги предоставляют тысячи различных организаций. Впрочем, в ближайшее время соотношение между количеством зарубежных и отечественных специалистов в этой области может измениться.

В октябре 2007 года исследовательскую лабораторию для тестирования руд драгоценных и цветных металлов открыла компания «СЖС Восток Лимитед», российское подразделение международной группы SGS. Незадолго до этого «Норильский никель» и австралийская ALS Laboratory Group анонсировали создание совместного предприятия «АЛС Чита-Лаборатория» для организации в России бизнеса по анализу проб и проведению геохимических исследований. «Располагая созданной лабораторной базой, мы будем предлагать наиболее прогрессивные технологии извлечения полезных компонентов», – сообщил Морозов. По мнению экспертов, эти две структуры в первую очередь будут конкурировать за российских клиентов, заинтересованных в оценке своей ресурсной базы.

Алхимики нервно курят

Насколько сырьевикам необходимы инспекционные услуги, за счет которых возможно подсчитать объем и качество запасов в месторождениях? Первое, что нужно понять владельцам компании, привлекающей независимую лабораторию, – поможет ли оценка реализации проекта. По мнению экспертов, как правило, заказчики слабо представляют, в каких именно инспекционных услугах они нуждаются. При этом они уже четко уяснили, что иногда без независимых оценщиков не обойтись. Например, компания «Мосэнерго» долго боролась с поставщиками, присылавшими недоброкачественные угли, из-за чего нередко ломались тепловые котлы. В 2005 году в компании решили, что все поставки углей будут осуществляться по сертификату лаборатории SGS. Проблемы с поставщиками практически исчезли. Компания Glencore нередко находила отклонения в качестве углей от «Мечела», и российской фирме приходилось поставлять продукцию себе в убыток, а также платить значительные штрафы швейцарскому клиенту. Эти проблемы удалось решить благодаря независимым инспекциям, доказавшим, что качество углей «Мечела» не хуже, чем у европейских конкурентов.

В последнее время на отечественном рынке постепенно увеличивается количество сделок по банковским аккредитивам. Одним из требований для их раскрытия является наличие независимого сертификата, подтверждающего количество, качество, маркировку и упаковку товара на момент перехода прав собственности. Подобными сертификатами независимых инспекторов пользуются трейдеры «Металлоинвеста» и «Евраза» при поставках металла в Иран.

Более того, для компаний, котирующихся на западных биржах, независимое подтверждение качества продукции необходимо для выполнения формальных требований листинга. Глобальные лаборатории дают рекомендации финансовому сообществу в отношении надежности оценки запасов или технологических циклов компаний. Кроме того, независимые инспекторы готовы решать и другие проблемы, а именно при необходимости исполнять функции третейского суда и даже принимать опосредованное участие в финансовых операциях.

Мерянье пробирками

Сейчас на российском рынке действуют подразделения нескольких глобальных лабораторий. Помимо SGS и ALS, свои услуги предоставляет «Росинспекторат» (подразделение Inspectorate). В 2007 году эта компания, не открывая новых лабораторий, планирует увеличить свой бизнес на 25%. В значительной степени этому способствовала сделка по слиянию алюминиевых компаний «Русал» и СУАЛ, в которой также участвовали глиноземные активы Glencore. Сырьевые остатки на заводах российских партнеров оценивал «Рос-инспекторат», а активы Glencore – подразделения Inspectorate в других странах. В целом для UC RUSAL «Росинспекторат» выполняет 95% инспекционных работ. По словам Михаила Фролова, директора департамента минерального сырья «Рос-инспектората», в 2008 году это направление в компании вырастет на 30 – 40%.

Также Inspectorate, впрочем, как и SGS, располагает глобальной информационной сетью, разработанной российскими программистами и в настоящее время внедряемой в американских лабораториях компании. Еще одной важной особенностью Inspectorate эксперты называют индивидуальный подход к клиентам. Это значит, что если инспектор видит что-то выходящее за рамки инспекции, он укажет на это клиенту. Например, сообщит о наличии свободного места в порту или о поломках погрузочных кранов.

Конкурентным преимуществом SGS по сравнению с ALS и Inspectorate директор департамента минерального сырья «СЖС Восток Лимитед» Валерий Иконников называет масштаб компании (более 100 лабораторий только по анализу горнорудного сырья по всему миру), глобальную научную сеть и возможность повышения квалификации и роста сотрудников внутри компании. «Такого обширного числа геохимических лабораторий не найдется ни у одной компании в мире», – уверяет Фролов.

SGS была создана во Франции в 1878 году и еще в конце XIX века имела свои представительства в Одессе и Риге. В 1981 году появилось бюро, аккредитованное при Министерстве внешних экономических связей СССР. «СЖС Восток Лимитед» начала коммерческую деятельность в 1992 году, когда филиалы компании были созданы в Вентспилсе, Одессе и Петербурге. «Можно проследить три основных этапа развития направления минеральных ресурсов. Сначала это было обслуживание зарубежных торговых партнеров и развитие собственной лабораторной базы в российских портах. Потом мы начали предоставлять услуги крупным российским угледобывающим предприятиям и экспортерам и развивать свою лабораторную базу в промышленно развитых регионах, прежде всего в Кузбассе», – вспоминает Иконников.

«Росинспекторат» был создан позже SGS – в 1995 году. На момент, когда канадская компания уже вовсю работала на российском рынке, в московском офисе «Росинспектората» числилось всего три сотрудника. Этим и объясняется, что компания уступает SGS почти в пять раз. ALS, помимо своего сотрудничества с «Норникелем», который, стоит отметить, давал австралийской компании довольно крупные заказы, пока никак себя не зарекомендовал.

По словам опрошенных «Ко» аналитиков, глобальные иностранные лаборатории в России работают не так долго, чтобы говорить о превосходстве над местными НИИ. «На этом рынке доминируют государственные структуры, а также различные лаборатории, создаваемые металлургическими компаниями для своих целей», – подтверждает Денис Горев из ИК «Финам».

До последней унции

При этом Россия остается крайне привлекательным регионом для ведущих горнодобывающих компаний, и это основная причина спроса на комплексные лабораторные услуги, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке. «Мы планируем расширить географическую сеть наших лабораторий и создать лаборатории, наиболее приближенные к геологоразведке», – говорит Иконников. Эксперты уверены, что развитие «СЖС Восток Лимитед» во многом будет зависеть от действий сырьевых холдингов. «На Дальнем Востоке у «Мечела» есть большое Эльгинское месторождение, уголь с которого, скорее всего, будет инспектировать компания SGS, издавна имеющая хорошие отношения с угольщиками», – предполагает аналитик ИФК «Метрополь» Максим Худалов. «Сейчас мы обсуждаем возможные контракты в области разработки месторождений в России с Rio Tinto и BHP Billiton, – говорит Фролов. – Этот бизнес у нас хорошо развит в Южной Америке».

Впрочем, радужные надежды ученых наталкиваются на традиционные характерные черты российского бизнеса. Осознав потребность в инспекционных услугах, компании нередко задумываются: «А стоит ли переплачивать?» Сами инспекторы уверяют, что издержки на их услуги несопоставимы с возможными убытками или дополнительной прибылью. «Стоимость инспекции на порядок меньше стоимости возможных потерь и меньше, чем стоимость страхования», – добавляет Фролов. «Узнать результаты анализа быстро и в срок намного важнее, чем выбить из исполнителя минимальные расценки», – вторит ему Валерий Иконников. Трейдер может попытаться поднять цену товара за счет инспекции.

Расхождения в расценках крупнейших лабораторий составляют считанные центы. Поэтому компании, которым не нужна высокая точность инспекции, нередко прибегают к услугам лабораторий поменьше. Крупные независимые лаборатории называют такие услуги «демпингом», но противопоставить им ничего не могут. Российский рынок инспекций настолько велик, что места на нем на долгие годы хватит всем существующим игрокам. Но о консолидации рынка пока говорить слишком рано. «Думаю, более вероятно появление нескольких зарубежных региональных компаний и нескольких российских, но произойдет это лет через 5 – 7», – полагает Олег Петропавловский.

На пути к освоению ресурсов Восточной Сибири, Забайкальского и Дальневосточного регионов может встать еще одна проблема – недостаток квалифицированных кадров. «Думаю, что много таких лабораторий на российском рынке не появится. Зарубежные специалисты, которые могли бы поделиться своим опытом, стоят на порядок дороже», – соглашается эксперт ИК «Брокеркредитсервис». «Сейчас не так сложно открыть инспекционную компанию. Но трудно заработать себе имя», – утверждает Фролов. Как показывает опыт Royal Dutch/Shell, потерять имя бывает гораздо легче.

 

Предыдущая новость    Следующая новость



Оставить комментарий
Тема:
Комментарий:
  Оставить комментарий
Зарегистрироваться
Логин:
Пароль:
  Зарегистрироваться
Оформить подписку


проголосовать
результаты опроса


Инвестиционная финансовая компания "МЕТРОПОЛЬ" - одна из ведущих российских инвестиционных компаний, входит в группу компаний "МЕТРОПОЛЬ". Работает на фондовом рынке России с 1995 г.
Инвестиционная финансовая компания "МЕТРОПОЛЬ" - одна из ведущих российских инвестиционных компаний, входит в группу компаний "МЕТРОПОЛЬ". Работает на фондовом рынке России с 1995 г.

подробнее
Для обеспечения деятельности на международных рынках капитала в группу компаний входит Metropol (UK) с офисом в Лондоне
Для обеспечения деятельности на международных рынках капитала в группу компаний входит Metropol (UK) с офисом в Лондоне

подробнее
О партнерстве | Пресс-центр | Спонсорство и благотворительность
Инвестиции и финансы | Промышленность | Спорт | О Проекте | Контакты
Карта сайта
Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»
Copyright © 2005 Все права защищены
ООО «ИФК «МЕТРОПОЛЬ»
Лицензии: № 077-06136-100000, № 077-06159-010000, № 077-06168-001000 от 26 августа 2003г., № 077-06194-000100 от 02 сентября 2003г.,
№ 650 от 16 апреля 2004г., № 3185 от 25 ноября 1999г., № 21-000-1-00119 от 23 мая 2003г., № 077-07215-001000 от 9 декабря 2003г.
HotLog
Загрузка...