Автосалоны вынуждены продавать машины со скидками в 15—20%.
Продавцы признают, что ситуация на рынке требует повышения цен, но
кризис, спровоцировавший сокращение спроса, не позволяет этого.
В Genser предлагают скидки порядка 15% от стоимости машины. В
сети салонов «Независимость» скидки от 9% до 12%. В салонах
«Инком-авто» — порядка 9%.
Представители автосалонов утверждают, что в текущей ситуации
было бы логичнее поднять цены, но кризис, спровоцировавший
сокращение спроса, не позволяет этого. «В феврале увеличивается
пошлина на ввоз иномарок, плюс падают объемы продаж — цены придется
повышать. Но для покупателей приходится делать специальные
предложения», — рассказал Infox.ru менеджер Genser.
По оценкам Михаила Пака из ФК «Метрополь», скидки
российских автодилеров колеблются в пределах 15% — 20%. Доходы они
добирают за счет цен на сервисное обслуживание машин. «Рост цен на
сервисные услуги не афишируют, он получается менее заметным», —
отметил Михаил Пак. Рентабельность сервисного обслуживания, по его
данным, составляет порядка 40%, продажи новых автомобилей – 5—7%,
подержанных — около 15%.
Какими будут цены в будущем году, никто из опрошенных Infox.ru
автодилеров не прогнозирует. «Ценовая политика будет зависеть от
общей экономической ситуации в будущем году», — сообщили Infox.ru в
«Инком-авто». В Genser предложили обратиться к производителю, но
отметили, что ждут повышения.
Ценовая политика дилерских салонов зависит от
производителей машин. «Пока никто из участников рынка не может
определить, что будет в следующем году. Но сейчас автопроизводители
поднимают цены. Toyota — на 6%, кроме того на 5% — до 30% —
вырастут пошлины на ввоз иномарок в Россию, — говорит Михаил Пак,
добавляя, что резерв для снижения существует: — Цены на сталь упали
на 50%, расходы на этот материал при производстве автомобилей
составляют 30%».
В условиях резкого спада объема продаж на основных рынках
(Европа, США) производители машин пока увеличивают квоты поставок
на российский рынок. «Но снижать цены не хотят, вероятно,
недооценивают глубину кризиса», — отмечает Михаил Пак. По его
словам, до начала финансового кризиса каждый второй автомобиль в
России продавался в кредит. «Сейчас 70% из поданных на автокредит заявок
отклоняются», — подчеркивает он.
Темпы роста рынка иномарок в России резко замедлились. В 2008
году объем продаж за десять месяцев вырос на 36%, подсчитали ранее
представители Ассоциации европейского бизнеса. За тот же период
годом ранее рост составил около 57%.
По словам Михаила Пака, по данным месяц к месяцу, в
октябре по сравнению с сентябрем в России иномарок продали на 5,7%
меньше. «Итоги за ноябрь тоже могут быть отрицательными, объем
продаж сократится примерно на 7%», — предполагает
аналитик.
Потенциальным покупателям сейчас не до машин. Компании сокращают
персонал, а тем, кто не попал под сокращение, — зарплаты. По
расчетам правительства России, в 2009 году число зарегистрированных
безработных вырастет до 2 млн человек. Сейчас их 1,7 млн.