«Группа ГАЗ» запускает производство
новых машин
Александра Викулова
«Группа ГАЗ» начнет в этом году серийное
производство новых моделей автобусов малого и среднего класса. На
Павловском автобусном заводе будет собираться модернизированная
модификация «Вектора», на Ликинском автобусном заводе — ЛиАЗ-4292
среднего класса. Обе модели предназначены для маршрутов с небольшим
пассажиропотоком, говорят производители. Аналитики отмечают, что
обеспеченность предприятий контрактами будет зависеть от
наполняемости муниципальных бюджетов, которые на фоне кризиса в
первую очередь урезают инвестиционные расходы, в том числе на
обновление автопарка. Поэтому рассчитывать на запланированные
объемы производства автобусные заводы смогут только через
полтора-два года.
Вчера «Группа ГАЗ» (входит в группу «Базовый
элемент») презентовала на VIII Международном автотранспортном
фестивале в Подмосковье две новые модели автобусов, которые
планирует начать выпускать на ПАЗе и ЛиАЗе в 2015 году. «Вектор-3»
— автобус малого класса для городских и пригородных перевозок,
который отличается от предыдущей версии трехрядной планировкой
салона и агрегатной базой (шасси и двигатель) Isuzu. В дивизионе
«Автобусы» поясняют, что ширина машины меньше двух метров, как у
стандартной маршрутки, но при этом новый автобус очень маневренный,
легко управляемый и хорошо подходит для эксплуатации на узких
дорогах и маршрутах с небольшим пассажиропотоком (вместимость
нового «Вектора» — 33 пассажира, 20 посадочных мест). ПАЗ выпустил
10 машин, которые могут быть предоставлены в тестовую
эксплуатацию.
ЛиАЗ-4292 станет первым автобусом среднего
класса, выпущенным на Ликинском автобусном заводе, который раньше
производил только автобусы большого и особо большого класса. Его
длина 9,5 м, автобус вмещает 75 пассажиров, в том числе в нем 18
посадочных мест и одно место для перевозки инвалидов-колясочников.
Как поясняют в «Группе ГАЗ», запуская производство новых ЛиАЗов,
холдинг выстраивает линейку низкопольных автобусов, которая
начиналась с производства автобуса длиной 12 м и сочлененного 18 м.
«Когда компания заключала договор с „Мострансавто“ (по этому
контракту ЛиАЗ до конца 2016 года должен поставить 778 автобусов
разных модификаций. — „Ъ“), обговаривалось, что для нужд
предприятия будут разработаны низкопольные автобусы сначала длиной
10,5 м, а затем 9,5 м. Таким образом мы выполняем условия
соглашения», — рассказали в дивизионе «Автобусы» «Группы ГАЗ».
По данным «АСМ-холдинга», в 2014 году российский
рынок автобусов сократился на 21,3%. Продажи отечественных машин
снизились на 20,4%, зарубежных марок, производство которых
локализовано в России, — на 14,8%, новых импортных автобусов — на
37,6%. Объемы продаж подержанных импортных машин просели в 2,9
раза. По информации «АСМ-Холдинга», продажи автобусов «Группы ГАЗ»,
которая занимает 65% российского рынка, по итогам 2014 года
снизились на 23,4%. По информации самого холдинга, продажи
дивизиона «Автобусы» сократились более чем на 20%: по итогам 2014
года ПАЗ выпустил 7,4 тыс. автобусов, ЛиАЗ — около 2 тыс.
Комментируя планы холдинга по производству новых
моделей автобусов, Владимир Беспалов из «ВТБ Капитал» говорит, что
обеспеченность заводов «Группы ГАЗ» заказами, особенно тех, что
производят средние и большие машины, будет зависеть от возможностей
муниципальных бюджетов, которые являются основными потребителями
этой продукции. «Если продукт окажется качественным, доступным по
цене и недорогим в эксплуатации, он будет востребован рынком даже
при условии удорожания из-за использования импортных комплектующих.
В текущих условиях покупка автобусов за рубежом, как правило,
обходится дороже», — полагает господин Беспалов. С ним
соглашается старший аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков,
отмечающий, что в условиях кризиса муниципальные и региональные
власти стараются в первую очередь оптимизировать инвестиционные
расходы, в том числе на обновление автопарков. Об
этом ранее в интервью „Ъ“ говорил и сам президент «Группы ГАЗ»
Вадим Сорокин: «Поставки завязаны на городские бюджеты. А они не
просто пустые, они перекредитованные, денег нет. Плюс техника
подорожала, и из-за этого появились дополнительные сложности. Цены
были фиксированные, а сейчас затраты выросли. С одной стороны,
заказчик понимает, что мы не можем производить ниже себестоимости,
но и мы понимаем, что госпредприятию нужно уложиться в определенный
бюджет. Проблема очевидна, но решения пока нет». По
прогнозу Андрея Рожкова, даже необходимость закупать новые автобусы
в преддверии подготовки к чемпионату мира по футболу в данный
момент не заставит муниципалитеты размещать крупные заказы. «Скорее
всего, эти затраты будут откладываться до последнего — на конец
2016-го — начало 2017 года», — полагает аналитик, отмечая, что в
связи с этим производители автобусов вряд ли могут рассчитывать на
запланированный объем заказов в течение полутора-двух
лет.
http://www.kommersant.ru/doc/2725076