“АвтоВАЗ” опять проигрываетМиноритарии предприятия оспорили
легитимность его устава
Юлия Федоринова
Миноритарии “АвтоВАЗа” поменяли тактику в борьбе
за возвращение в устав компании пункта о выплате владельцам
привилегированных акций 10% от чистой прибыли. Теперь они
добиваются признания недействительным всего устава “АвтоВАЗа”,
принятого в 2002 г., а не только тех пунктов, которые описывают
выплаты по “префам”. Как стало известно “Ведомостям”, шведский фонд
HQ Fonder Sverige уже одержал первую победу по новому иску.
В 2003 г. “АвтоВАЗ” выпустил 699 889
автомобилей. Чистая прибыль предприятия по РСБУ в 2003 г. составила
4,65 млрд руб. На выплату дивидендов завод направил 14% из этой
суммы – 631,55 млн руб., владельцы привилегированных акций получили
ровно 10% чистой прибыли – 465 млн руб. Около 53% акций “АвтоВАЗа”
контролирует его менеджмент, 8% принадлежат Внешторгбанку, еще
около 18% – работникам предприятия.
До 2002 г. “АвтоВАЗ” гарантировал выплату
дивидендов по привилегированным акциям в размере 10% от чистой
прибыли — такая норма содержалась в уставе компании. Но из новой
редакции устава, утвержденного акционерами в 2002 г., такой пункт
исчез. И хотя с тех пор “АвтоВАЗ” исправно платит по
привилегированным акциям не менее 10% от прибыли, два миноритарных
акционера автогиганта — Виктор Цобенко (владелец 4000
привилегированных акций) и шведский инвестфонд HQ Fonder Sverige AB
(197 000 акций) уже несколько лет добиваются возврата в устав
отмененной гарантии. До сих пор их иски касались всего лишь двух
пунктов нового устава “АвтоВАЗа”, в которых речь идет о дивидендах
по “префам” и порядке голосования привилегированными акциями.
Жалобу Цобенко удовлетворили все судебные инстанции и поддержала
ФСФР, а иск шведского фонда в мае этого года суд отправил на
повторное рассмотрение. Но “АвтоВАЗ” отказывался вносить изменения
в устав, мотивируя это тем, что в действующем законе “Об
акционерных обществах” не содержится обязательства прописывать
механизм расчета дивидендов по “префам”. Как рассказал “Ведомостям”
адвокат миноритариев Валерий Шумилин, еще летом HQ Fonder Sverige
подал в Арбитражный суд Самарской области заявление об изменении
иска и попросил признать недействительным решение собрания
акционеров “АвтоВАЗа” об утверждении устава в новой редакции,
принятого в 2002 г. Эту жалобу суд удовлетворил 15 сентября.
“Возможность оспорить решение по уставу целиком появилась недавно,
— поясняет юрист. — В ноябре прошлого года Высший арбитражный суд
изменил судебную практику, и она теперь разрешает оспаривать только
решение собрания акционеров целиком, а не отдельных его частей”.
Новую жалобу на “АвтоВАЗ” подготовил и Цобенко. “Решение суда по
его иску вступило в силу давно, но “АвтоВАЗ” изменения в устав так
и не внес, — возмущается Шумилин. — Поэтому мы летом подали в
Арбитражный суд Самарской области новый иск — о пресечении
бездействия “АвтоВАЗа”. На самом “АвтоВАЗе” к новым атакам
миноритариев по-прежнему относятся спокойно. “Мы уже подали
апелляцию на решение суда и будем доказывать свою правоту”, —
заявил представитель “АвтоВАЗа”. От других комментариев на заводе
воздержались. Эксперты говорят, что новая инициатива миноритариев
имеет больше шансов на успех. “Если "АвтоВАЗ" проиграет апелляцию,
то решение суда вступит в силу, и концерн вынужден будет вернуться
к своему прежнему уставу 1996 г. — в той части, в которой он не
противоречит закону об АО”, — говорит частнопрактикующий юрист Олег
Шеврин. А управляющий партнер “Вегас-Лекса” Альберт Еганян
добавляет, что в этом случае “АвтоВАЗу” придется созвать собрание
акционеров и срочно перерегистрировать устав. Аналитики все же
сомневаются, что “АвтоВАЗ” легко пойдет на уступки. “Эта проблема не помешала "АвтоВАЗу"
недавно успешно разместить CLN. Так что о недоверии инвесторов к
заводу из-за этого спора говорить не приходится”, — замечает Денис
Нуштаев из “Метрополя”. “Для "АвтоВАЗа" это уже дело принципа,
иначе он не боролся бы так усиленно. Не думаю, что эта история с
миноритариями быстро закончится”, — соглашается Елена Сахнова из
ОФГ.