На «Моторостроителе» и СНТК будет создана
единая система управления
Ольга Варламова
Руководство самарских ОАО «Моторостроитель» и
«СНТК им. Кузнецова» в рамках реализации проекта по выводу этих
двух предприятий из предбанкротного состояния приняли комплексную
программу сокращения издержек. В ее основе лежит реструктуризация
системы управления. Предполагается, что к январю 2009 года СНТК
частично будет переведен под управление «Моторостроителя». Кроме
того, оба предприятия ждет сокращение управленческих кадров на 10%.
Примечательно, что оптимизацию расходов самарских заводов
Оборонпром начинает только через год после получения их в
управление. Эксперты говорят, что сокращать издержки следовало
начать раньше.
Как стало известно „Ъ“, руководство «СНТК им.
Кузнецова» и «Моторостроителя» в начале декабря приняли комплексную
«Программу радикального снижения затрат» на 2009 год с целью вывода
заводов из кризисной ситуации. Эту информацию подтвердил
исполнительный директор СНТК и заместитель генерального директора
«Моторостроителя» Николай Никитин. В основе документа лежит
реструктуризация системы управления — уже к январю планируется
сформировать новую структуру двух предприятий. Предполагается, что
формирование новой структуры будет идти за счет ликвидации
дублирующих служб на СНТК и передачи этих функций
«Моторостроителю». Фактически СНТК частично будет переведен под
управление «Моторостроителя». Юридически поглощение СНТК
«Моторостроителем» и переведение заводов на единую акцию произойдет
не раньше конца 2009 года, говорит источник, знакомый с программой.
По словам исполнительного директора СНТК и заместителя генерального
директора «Моторостроителя» Николая Никитина, «единая структура
необходима для повышения эффективности управления и снижения затрат
за счет исключения дублирующих и излишних функций». Отметим, в ходе
реализации программы сокращения затрат ожидается сокращение
численности административно-управленческого персонала в среднем на
10%. «Освобождаемых от управленческих должностей специалистов
предполагается перепрофилировать», — рассказывает источник
„Ъ“.
В программе также прописан технический аудит всего оборудования с
возможностью консервации невостребованных станков. По словам
собеседника „Ъ“, экономический эффект от реализации этих и других
мер, заложенных в программе, составит для обоих предприятий более
100 млн рублей экономии ежегодно.
Отметим, программа сокращения издержек является
частью антикризисного проекта, разработанного новым менеджментом
заводов. Напомним, проект подразумевает государственную поддержку
заводов в размере более 8 млрд рублей. Текущее же состояние этих
двух самарских предприятий можно характеризовать отсутствием
платежеспособности и предбанкротным состоянием. «Это систематически
приводит к срывам обязательств перед заказчиками», — говорит
источник „Ъ“ на самарских предприятиях. Сейчас их суммарная
задолженность по кредитам коммерческих банков составляет более 5,5
млрд рублей. В отношении обоих предприятий более двух лет назад
открыто сводное исполнительное производство за неуплату налогов
(более 2 млрд рублей, учитывая пени за просрочку по обоим заводам),
наложен арест на имущество и расчетные счета этих предприятий.
«Изначально формирование
двигателестроительного холдинга предполагало ликвидацию дублирующих
функций и оптимизацию системы управления, — отмечает аналитик ИФК
«Метрополь» Михаил Пак. — Другой вопрос, что сделать на самарских
предприятиях это могли бы и раньше, Оборонпром присутствует на
предприятиях уже год. Просто все государственные структуры очень
бюрократичны, и многие процессы затягиваются». «Этот шаг
целесообразный, если все будет сделано верно и действительно
удастся сократить часть служб, объединив их в одну, а также
сократить численность офисных работников, то должно получиться
реальное сокращение затрат», — говорит ведущий эксперт УК «Финам
Менеджмент» Дмитрий Баранов.