Александр Панченко
ОАО <Новороссийский морской торговый порт> (НМТП) получило
одобрение на
присоединение к нему 100% Приморского торгового порта (ПТП) за $2,1
млрд.
Эта сделка приведет к тому, что бывшие владельцы ПТП
<Транснефть> и
структуры предпринимателя Зиявудина Магомедова выкупят контрольный
пакет
укрупненного новороссийского порта у нынешних бенефициаров
Александра
Пономаренко, Александра Скоробогатько и Аркадия Ротенберга. Тем
временем, по
словам аналитиков, сделка была одобрена только благодаря
поддержке
государства и структур РЖД, которые в совокупности владеют
блокпакетом НМТП.
Миноритарии поддержать предлагаемые изменения не решились.
На состоявшемся собрании акционеров была одобрена сделка по
приобретению
Новороссийским портом ООО <Приморский торговый порт>,
расположенного на
Балтийском море к северо-западу от Санкт-Петербурга и являющегося
крупнейшим
нефтяным портом России (через него переваливается около 30%
экспортируемой
нефти, добываемой в России). В ходе нее НМТП выкупит 100% долей ПТП
у
кипрской компании <Омирико Лимитед>, находящейся под
совместным контролем
ОАО <АК "Транснефть"> и компаний, принадлежащих
предпринимателю Зиявудину
Магомедову. Сумма сделки составляет $2,153 млрд. За эти деньги
НМТП, по
данным "Ъ", должен получить ПТП с сохранением финансовых
показателей,
зафиксированных на дату оценки (они не раскрываются), и с чистым
долгом не
более чем 10,9 млрд руб., следует из протокола голосования совета
директоров
НМТП, прошедшего 29 октября. Большая часть сделки будет
профинансирована за
счет семилетнего кредита Сбербанка РФ на $1,95 млрд.
Аналитики ожидали, что не все миноритарные акционеры будут
поддерживать
совершение сделки. Так и случилось. Согласно официальному сообщению
НМТП, в
голосовании приняли участие акционеры, владеющие 37% акций
компании. Из них
не согласными со сделкой оказались владельцы около 6% акций,
воздержались по
вопросу голосования держатели около 4% акций.
Позицию миноритариев Андрей Рожков из ИФК
<Метрополь> объясняет тем, что Приморский порт был
оценен
дороже, чем сейчас торгуется НМТП, что и отпугнуло
миноритариев.
Фактически сделку поддержало только государство, у
которого 20% акций, и дочерние
общества РЖД (Транскредитбанк и НПФ <Благосостояние> владеют
по 2,5% акций),
говорит Андрей Рожков. Аналитик указывает на то, что порт может
выкупить
акции у несогласившихся и воздержавшихся по повестке голосования,
если они
захотят этого.
Всего на эти цели НМТП может потратить не более 10% от
стоимости своих чистых активов, что, по оценке Андрея Рожкова,
позволяет
выкупить у миноритариев около 2,5% акций. Однако сейчас премия по
этим
акциям будет всего около 4,5% - порт выкупает акции по 4,9 руб. за
штуку, а
текущие котировки составляют 4,73 руб. за акцию.
<Кадина Лимитед>, владеющая 50,1% акций НМТП (по
неофициальным данным, на
80% принадлежит основателям НМТП Александру Пономаренко и
Александру
Скоробогатько, 20% - у Аркадия Ротенберга), в голосовании не
участвовала,
так как является заинтересованной стороной. Одобрение сделки
по
присоединению ПТП к НМТП автоматически приведет к тому, что
<Кадина> должна
будет продать контрольный пакет акций НМТП <Транснефти> и
структурам
Зиявудина Магомедова. Стоимость 50,1% в объединенном НМТП стороны
раскрывать
не намерены, заявлял ранее "Ъ" представитель <Суммы
Капитал>.
Андрей Рожков считает, что с учетом большой суммы
кредита обе сделки могут
быть закрыты не раньше первого квартала следующего года. Он
напоминает, что
формально сделку должна одобрить еще и правительственная комиссия
по
иностранным инвестициям, главой которой является Владимир Путин.
Но
политическое одобрение сделки с учетом того, что одним из
покупателей НМТП,
по сути, является <Транснефть>, по всей видимости, уже
имеется, добавляет
он.