Константин Пукемов
Правительство определилось с вариантом
финансирования высокоскоростной железной дороги между Петербургом и
Москвой.
Правительство согласовало схему финансирования
строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСЖМ)
Москва–Санкт-Петербург стоимостью более 1 трлн рублей. Сейчас
готовится конкурсная документация к тендеру, сообщили «Известиям» в
компании-разработчике проекта — ОАО «Скоростные магистрали».
— Тендер на строительство должен быть объявлен в
сентябре этого года. В настоящее время предварительно утверждена
схема финансирования проекта 70 на 30. То есть 70% в проект
вкладывает государство, 30% — частные инвесторы, — рассказал
«Известиям» пресс-секретарь ОАО «Скоростные магистрали» Константин
Черняев.
Железнодорожную ветку по плану ОАО «Скоростные
магистрали» должны построить за пять лет — к 2018 году. Ее
протяженность составит 658 км, составы будут разгоняться до 400
км/ч (максимум «Сапсана» — 250 км/ч) и преодолевать расстояние
между двумя столицами за 2,5 часа (сейчас дорога занимает 3 часа 45
минут). Строительство магистрали, по расчетам разработчика,
обойдется в 1,125 млрд рублей. Финансировать стройку предполагается
в консорциуме с частными инвесторами.
По информации «Известий», схема финансирования
была выбрана 26 апреля на совещании у Владимира Путина по развитию
железнодорожной инфраструктуры и скоростного движения.
На выбор было представлено два варианта
финансирования строительства дороги, подготовленных Минтрансом.
Один предусматривал финансирование 50х50, второй — 70х30. Выбрали
второй. В Минтрансе и РЖД этот выбор пока не комментируют.
Утвержденный вариант финансирования, в котором
государство берет на себя 70% расходов, обойдется бюджету в 1,056
млрд рублей — государство вложит в строительство 795 млрд рублей и
выплатит концессионеру субсидию в 260,8 млрд рублей. Срок субсидии
будет составлять 10 лет. Альтернативный способ финансирования
строительства — на паритетных условиях — увеличивал бы расходы
бюджета до 1,384 млрд рублей, так как продлевал срок предоставления
субсидии до 14 лет (выплата концессионеру возрастала до 791,1 млрд
рублей).
Перед совещанием у премьера варианты
финансирования оценила межведомственная рабочая группа, в которой
участвовали представители Минэкономразвития, Минпромторга, Минфина,
Минрегиона, ОАО «РЖД», научных организаций и транспортного
сообщества. Группа собиралась три раза: по ее заказу пассажиропоток
по высокоскоростной магистрали был рассчитан на 40 лет вперед.
Предполагается, что к 2020 году по новой магистрали будут
перевозить 6,8 млн пассажиров в год, к 2030 году — 8,9 млн, к 2040
году — 10,4 млн, к 2050 — 10,6 млн.
Эксперты оценивают идею скоростной магистрали
по-разному.
— Сейчас пассажиры добираются на
«Сапсане» из Москвы в Петербург за 3,5 часа, на ВСЖМ будут тратить
2,5 часа. За разницу в один час платить 1 трлн рублей бессмысленно,
— говорит старший аналитик «Метрополя» Андрей Рожков. — Поезда
«Сапсан» уже реализовали стратегию повышения скорости перевозок на
этом направлении. Так что идея выглядит
непродуманной
— «Сапсан» не предназначен для путей, по которым
ходит, так как должен ходить по специальным, — указывает ведущий
эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. — С созданием
отдельной дороги повысится безопасность, возрастет скорость, новая
магистраль позволит вернуть нормальное сообщение на Октябрьскую
железную дорогу.
Эксперты сходятся в том, что только благодаря
государственным гарантиям проект может быть выгоден частным
инвесторам. Его привлекательность как бизнес-проекта кажется им
сомнительной. Андрей Рожков считает, что при
посчитанном таким образом трафике магистраль в лучшем случае станет
окупаемой через 50 лет. А Дмитрий Баранов вообще
предлагает не ориентироваться на расчеты межведомственной групп. Он
уверен, что в планируемые сроки строители не уложатся, а денег на
строительство потребуется больше, чем запланировано.
http://www.izvestia.ru/news/524149#ixzz1udKZeImj