Reuters.Ru: Рентабельность крупнейшего российского портового оператора Новороссийский морской торговый порт (НМТП) выросла до 40 процентов в кризисном 2009 году, но в 2010 году рекорд вряд ли повторится, считают эксперты
Александр Гелогаев
НМТП увеличил чистую прибыль в 2009 году в 2,6
раза до $252,2 миллиона, сообщила компания в четверг.
Выручка выросла за год на 3,3 процента до $675,1 миллиона, то есть
рентабельность по чистой прибыли выросла до 37 процентов с 14
процентов в 2008 году.
Скорректированная чистая прибыль в 2009 году выросла на 28
процентов до $282,4 миллиона.
Показатель корректировался в связи со снижением в 2009 году налога
на прибыль до 20 процентов с 24, влиянием валютных колебаний,
изменением амортизации в результате пересмотра сроков использования
части оборудования, обесценением гудвилла в 2008 году.
Скорректированный показатель EBITDA вырос на 14,6 процента до $431
миллиона, операционная прибыль - на 57 процентов до $367,9
миллиона. EBITDA корректируется на расходы по курсовым разницам и
на процентный доход по депозитам, говорится в сообщении НМТП.
Увеличить показатель скорректированной EBITDA на $62 миллиона НМТП
позволили рост перевалки грузов, оптимизация затрат и снижение
курса рубля к доллару, но снижение цен на мазут и дизельное
топливо, а также уменьшение объема дополнительных услуг снизило
показатель на $7,2 миллиона.
Долговая нагрузка НМТП по состоянию на 31 декабря 2009 года также
уменьшилась: чистый долг снизился на 66 процентов до $128
миллионов, отношение чистого долга к скорректированной EBITDA
снизилось с 1,01 до 0,3.
Чистый долг НМТП учитывает денежные средства и эвиваленты на $159
миллионов, депозиты на $160 миллионов и векселя Сбербанка на $8
миллионов, а общий банковский долг снизился на 10 процентов до $455
миллионов. Из них только $130 миллионов (28,6 процента) компания
должна вернуть в 2010 году.
При этом НМТП занимает на очень выгодных условиях - средняя годовая
эффективная ставка по кредитам и займам составила только 6,67
процента годовых.
"ДОЙНАЯ КОРОВА"
Несмотря на кризис, НМТП, который эксперты называют "дойной
коровой" российского транспортного бизнеса, показывал хорошие
финансовые результаты уже за 9 месяцев 2009 года.
Финансовый результат НМТП за весь год оказался на
уровне ожиданий или даже чуть ниже, говорит аналитик ИК Метрополь
Андрей Рожков. Две главные причины хороших показателей - рост
оборота и девальвация рубля в 2009 году, считает
он.
Грузооборот Новороссийского морского порта вырос в 2009 году на 6
процентов до 86,5 миллиона тонн.
Почти все затраты НМТП - в рублях, а выручка - в
долларах, отмечает Рожков. К тому же НМТП как крупнейший порт в
черноморском бассейне находится в почти монопольном положении у
себя в регионе и способен диктовать размер тарифов на услуги
перевалки, что не могут позволить себе, например, порты
дальневосточного бассейна, отмечает аналитик.
Но в 2010 году рентабельность НМТП снизится, прогнозирует
Метрополь. "При росте выручки до $690-720 миллионов мы ждем чистую
прибыль порядка $220-240 миллионов", - говорит Рожков.
Такой прогноз он объясняет "скромным" ростом грузооборота НМТП - на
2,7 процента - в первом квартале, а также очевидным укреплением
рубля.
ВСЕ ДЕЛО В РУБЛЕ
Если рубль не продолжит укрепление, рентабельность останется на том
же уровне, считает глава аналитического отдела Ингосстрах-
Инвестиции Евгений Шаго.
Выручка, по его прогнозу, вряд ли превысит $700 миллионов, а чистая
прибыль может вырасти на 10-15 процентов. В любом случае "быстрого
роста прибыли ждать не стоит", говорит Шаго, ведь в 2009 году
себестоимость НМТП значительно снизилась в первую очередь из-за
девальвации рубля и основательного снижения издержек.
Группа НМТП объединяет Новороссийский морской торговый порт,
Новороссийский зерновой терминал, Новороссийский судоремонтный
завод, Флот НМТП, Новорослесэкспорт, ИПП и Балтийскую стивидорную
компанию.
В 2009 году группа продолжила консолидацию долей в дочерних
компаниях и приобрела 2,41 процента акций ИПП и 9,51 процента акций
Флота НМТП, инвестировав в целом $27,2 миллиона и увеличив долю в
данных компаниях до 99,97 и 95,19 процента соответственно.
НМТП контролируют члены семей председателя совета директоров
компании Александра Пономаренко и депутата Госдумы Александра
Скоробогатько.