Новости
14  Апреля  2009
БОЛЬШОЙ БИЗНЕС: General Motors предписано погибнуть

Дарья Юрищева

Этот год будет вписан в историю мирового автомобилестроения. Готовится кануть в небытие компания-легенда General Motors. Этот автоконцерн оставался лидером мировых продаж на протяжении восьми десятков лет. Однако огромные долги, избыточные социальные обязательства в сочетании с падением спроса привели автогиганта к коллапсу. Сегодня американские власти предлагают компании готовиться к банкротству. Вместе с тем, GM не перестанет существовать физически. Ее многочисленные активы будут распроданы. Российские заводы концерна также, вероятно, найдут своего покупателя.

General Motors, локомотив «большой детройтской тройки», скорей всего станет банкротом. Как пишет газета New York Times, Минфин США рекомендовал автогиганту все-таки начать подготовку документов, необходимых для подачи в суд иска о банкротстве.

По сведениям газеты, GM может объявить о банкротстве до 1 июня. Вместе с тем, ранее сообщалось, что американская администрация может дать компании еще один шанс. Глава Минфина США Тимоти Гайтнер уже высказывался о возможности радикально реструктуризировать долги GM.

Однако концерн отягощен огромными долгами: обязательства перед банками и держателями облигаций составляют $28 млрд, перед Chrysler — $7 млрд. Помимо прочего, General Motors должны $20 млрд фонду социальной поддержки своих бывших работников.

GM уже получала госпомощь в размере $13.4 млрд, и запрашивала еще $16.6 млрд на реструктуризацию.

Учитывая те проблемы, с которыми столкнулись американские автопроизводители вообще и GM в особенности, американским властям предстояло сложное решение по вопросу того, как поступить с национальным автогигантом. Ведь эта отрасль пребывает в депрессивном состоянии уже не первый год. Проблемы GM сформировались как минимум года два назад, напомнил Управляющий директор инвестиционной группы AG Capital Александр Агибалов. Чистый убыток General Motors в 2008 году составил «всего» $30.9 млрд, в то время как в 2007 году он равнялся $43.3 млрд.

Однако процедура банкротства не означает, что компания будет «буквально стерта с лица земли, все ее активы будут распроданы, и она полностью прекратит существование», - успокоил аналитик ИФК «Метрополь» Михаил Пак. Процедура банкротства в данном случае является скорее защитой компании от кредиторов.

Процедура банкротства нужна, чтобы очистить компанию от ненужных активов, реструктуризовать задолженность. Такую политику, видимо, будет проводить новая команда управленцев, которая придет на предприятие после введения процедуры банкротства.

Вероятность того, что производство автомобилей концерна полностью прекратится, невелика, считает М. Пак. Ведь помимо убыточных активов (в первую очередь, в США в Северной Америке) у GM есть ряд перспективных активов, в том числе и в России. В частности, совместное предприятие с АвтоВАЗом (выпускает Chevrolet Niva ), а также сборочное предприятие в Санкт-Петербурге.

И, несмотря ни на какие перипетии, автомобили GM остаются самыми продаваемыми в России. Так, лидером продаж на нашем рынке в прошлом 2008 году стала марка Chevrolet, принадлежащая американскому концерну.

Прибыльные активы в принципе могут существовать сами по себе, или в руках другого собственника, рассказал аналитик ИФК «Метрополь».

Главными вопросами с банкротством GM станут: в каком виде сохранятся предприятия, и как будут погашаться долги.

Возможно, сначала будет сделана попытка найти «белого рыцаря» - инвестора, который возьмет на себя все проблемы компании целиком, предположил А. Агибалов. Но скорей всего участью General Motors станет дробление концерна и продажа различных его активов.

В СМИ уже появлялись сообщения об охотниках за привлекательными активами GM. Например, китайский SAIC проявлял заинтересованность к европейскому подразделению General Motors. Организатором продажи является германский Commerzbank, заинтересованный в спасении немецкого производства Opel.

Помимо прочего, процедура банкротства «развязывает руки» руководству GM для разрешения конфликта с профсоюзами, который сыграл не последнюю роль в печальном положении компании, отметил А. Агибалов из AG Capital. Именно профсоюзы противились сокращению штата в целях оптимизации издержек.

Непомерная социальная нагрузка американских автоконцернов вообще существенно усугубила их положение в период кризиса спроса. Социальная составляющая в себестоимости каждого автомобиля GM - несколько тысяч долларов (это и помощь пенсионерам, и нынешним работникам), заметил А. Агибалов.

Такая модель оказалась неэффективной. Японские и корейские производители, чьи автомобили лишены столь высокой социальной надбавки, обыгрывают американские компании на их же рынках, предлагая меньшую себестоимость.

Если дойдет до банкротства – скорей всего предпочтут дробление компании и продажа частей, считает эксперт.

Закат «звезды» General Motors станет знаковым событием для мирового автомобилестроения. Напомним, в прошлом году этому концерну исполнилось 100 лет (компания была основана в 1908 году). К моменту наступления мирового кризиса, General Motors принадлежали бренды Buick, Cadillac, Chevrolet, GMC, GM Daewoo, Holden, Hummer, Opel, Pontiac, Saturn, Saab, Vauxhall, Wuling.

До катастрофического для компании 2008 года, американский концерн удерживал мировое лидерство по объему продаж на протяжении последних 77 лет. Заводы компании выпускают легковые и грузовые автомобили в 34 странах мира. Крупнейшим рынком сбыта GM являются США, за ними следуют Китай, Бразилия, Великобритания, Канада, Россия и Германия.

Предыдущая новость    Следующая новость



Оставить комментарий
Тема:
Комментарий:
  Оставить комментарий
Зарегистрироваться
Логин:
Пароль:
  Зарегистрироваться
Оформить подписку


проголосовать
результаты опроса


ИФК «МЕТРОПОЛЬ» уделяет серьезное внимание осуществлению благотворительной деятельности. За последние 2 года было реализовано более 30 благотворительных проектов
ИФК «МЕТРОПОЛЬ» уделяет серьезное внимание осуществлению благотворительной деятельности. За последние 2 года было реализовано более 30 благотворительных проектов

подробнее
Для обеспечения деятельности на международных рынках капитала в группу компаний входит Metropol (UK) с офисом в Лондоне
Для обеспечения деятельности на международных рынках капитала в группу компаний входит Metropol (UK) с офисом в Лондоне

подробнее
О партнерстве | Пресс-центр | Спонсорство и благотворительность
Инвестиции и финансы | Промышленность | Спорт | О Проекте | Контакты
Карта сайта
Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»
Copyright © 2005 Все права защищены
ООО «ИФК «МЕТРОПОЛЬ»
Лицензии: № 077-06136-100000, № 077-06159-010000, № 077-06168-001000 от 26 августа 2003г., № 077-06194-000100 от 02 сентября 2003г.,
№ 650 от 16 апреля 2004г., № 3185 от 25 ноября 1999г., № 21-000-1-00119 от 23 мая 2003г., № 077-07215-001000 от 9 декабря 2003г.